Редакция

Удивительная судьба Арно Бабаджаняна. Воспоминания сына о композиторе

Редакция
Удивительная судьба Арно Бабаджаняна. Воспоминания сына о композиторе

«Отец был большим патриотом. Он искренне любил свою страну – огромную, единую и непобедимую. Ту страну, которая дала возможность молодому человеку из небогатой семьи получить образование в столице, добиться успеха в профессиональной сфере, создать семью. Нежно и трепетно любил он и свой родной Ереван – город, где вырос, где жили родители и друзья, – и Москву, где он учился и жил. Во многих своих песнях он воспевал эти два города и пронес любовь к ним через всю свою жизнь. В последние дни жизни, предчувствия скорый уход, он завещал похоронить себя в Ереване – на родине», – так об Арно Бабаджаняне с нежностью вспоминает его сын Ара.
В день рождения выдающегося композитора редакция Армянского музея Москвы публикует несколько увлекательных историй, которыми поделился Ара Арноевич.

Встреча с Егише Чаренцем и Арамом Хачатуряном

Арно Бабаджанян родился 22 января 1921 года в семье учительницы русского языка и литературы Арцвик Иосифовны и учителя математики, офицера, участника Первой мировой войны Арутюна Яковлевича. Семья была музыкальной – в доме часто звучали мелодии Комитаса и армянская народная музыка. Свое первое произведение – «Пионерский марш» – Бабаджанян еще будучи ребенком сочинил на специально для него купленной фисгармонии.

Арно Бабаджанян с родителями. Фото: Международный Фонд памяти Арно Бабаджаняна

Из воспоминаний Ара Бабаджаняна

Как-то в гости к Арутюну Яковлевичу пришел классик армянской литературы, поэт и прозаик Егише Чаренц, и родители попросили сына поиграть для дяди Егише. Вместе с другими мелодиями юный музыкант исполнил сочиненный им «Пионерский марш». Воодушевленный этим исполнением, поэт поинтересовался, есть ли у Арно ноты этого произведения. Когда мальчик их принес, то Чаренц там же на них написал: «Издать 1000 экземпляров». Так в 1932 году «Пионерский марш» был напечатан типографским способом.

Одаренность малыша заметил тогда еще молодой композитор Арам Ильич Хачатурян, однажды посетивший детский сад в центре города, куда ходил Арно. Послушав его выступление, он сказал: «Этот ребенок должен обязательно профессионально заниматься музыкой». Арам Ильич оказался провидцем.

В тот же детский сад кроме маленького Арно ходили и его будущие друзья, впоследствии ставшие знаменитыми композиторами: Александр Арутюнян и сын великого художника Мартироса Сергеевича Сарьяна – Лазарь. В этом детском возрасте зародилась дружба троих из пяти композиторов «армянской могучей кучки» благодаря проницательности Арам Хачатуряна, ведь отобранные им дети в будущем состоялись как выдающиеся композиторы, стали народными артистами СССР.

Арно Бабаджанян и Арам Хачатурян. Фото: vk.com

Неудавшееся ограбление в Ереване

В 1949 году Арно Бабаджанян женился на Терезе Оганесян – они познакомились во время учебы в Москве, оба жили в общежитии Дома культуры Армении. Затем по распределению музыканты переехали в Ереван, где начали преподавать в консерватории. В это время композитор написал музыку к нескольким кинофильмам, в том числе к «Песне первой любви», имевшей огромный успех.

Из воспоминаний Ара Бабаджаняна

Родители отца жили рядом с музеем «Матенадаран» в центре Еревана, а наша квартира находилась на проспекте маршала Баграмяна. Как-то папа засиделся у родителей, ночью возвращался домой. В темноте неожиданно его окружила большая группа молодых парней, потребовав деньги и часы. Сопротивляться было бесполезно, поэтому отец все отдал. К нему подошел один из них и стал внимательно, изучающе рассматривать папу, а потом говорит своим подельникам: «Верните ему все обратно». Вернув всё, уходя банда запела песню «Ереване сирун ахчик» из фильма «Песня первой любви» – и тогда отец понял, что его узнали в лицо.

Замечательная судьба песни «Чертово колесо» на стихи Евгения Евтушенко

Из воспоминаний Ара Бабаджаняна

После красивого клипа, в котором Муслим Магомаев исполняет эту песню в парке Горького у чертова колеса, она попала в саундтрек мультфильма «Ну, погоди!», а в 1968 году Министерство культуры отобрало песню для участия в международном фестивале в Рио-де-Жанейро. Каждый день в течение месяца к нам домой приходили репетировать артисты, переписывались ноты, клавиры, партитуры, беспрерывно звонил телефон… И вдруг наступает тишина – никто не звонит, ничем не интересуется, не спрашивает. Как раз в то время начались события в Чехословакии, известные как «Пражская весна». Зная способность Евгения Александровича выражать свое независимое мнение по политическим вопросам и беспокоясь о поездке песни на фестиваль, мама попросила отца связаться с ним. Арно позвонил Жене и после обмена общими фразами поинтересовался, не высказывался ли он о событиях в Чехословакии, не подписывал ли коллективных писем в защиту чехословацких товарищей. Евтушенко вначале успокоил его, сказав, что он коллективные письма не подписывает, а потом ошарашил тем, что он сам лично отправил телеграмму Брежневу, где сообщил о несогласии с линией партии и правительства в связи с этой историей. Естественно, песня на стихи поэта была надолго снята со всех радио- и телеэфиров, а на фестиваль никто не поехал. Правда, в 1974 году эта песня все же приняла участие в другом Всемирном фестивале – в Токио, – а Арно Арутюнович получил приз «Лучший композитор». Эта награда стала вдвойне приятной для папы – еще и потому, что в заочном соревновании он обошел широко известного композитора Френсиса Лея, удостоенного награды как лучший аранжировщик, а призы победителям вручал председатель жюри – великий певец Фрэнк Синатра!

Арно Бабаджаняна не стало 11 ноября 1983-го. В тот же год Евгений Евтушенко написал стихотворение «Армянская лоза», которое посвятил композитору:

Я прикрываю тайные сомненья, –
Я прикрываю тайную слезу,
Как прикрывают от зимы в Армении
Зимою виноградною лозу.

Когда землёй при жизни засыпают,
То силы тайные во мне не засыпают.
Кто любит Землю ту, что стала Родиной,
Тот даже под землёй – непохороненный.

Пускай распалось тело, опустело:
Земля теперь – моё второе тело.
И сердцем сделался земли живой комочек,
Проросший к небу стебельками строчек.

И я не умер. Под землёй я зрею.
Не потерял я под землёй лица.
Землёю я прикрылся лишь на время,
Как вечная армянская лоза.

Подготовлено по материалам: Арно Бабаджанян. Верни мне музыку. Воспоминания современников, 2021; evtushenko.net

Обложка: Арно Бабаджанян в США, 1973. Фото: Международный Фонд памяти Арно Бабаджаняна

Удивительная судьба Арно Бабаджаняна. Воспоминания сына о композиторе