Редакция

Первопоселенцы российского Армавира: кто такие черкесские армяне

Редакция
Первопоселенцы российского Армавира: кто такие черкесские армяне

В 1839 году на левом берегу реки Кубань берёт начало история российского Армавира. Своё название он получил в честь древнего армянского города, когда-то бывшего столицей Великой Армении.

Первопоселенцами Армавира стали армяне, проживавшие в долинах и горах Черкесии. О черкесских армянах (черкесогаях) рассказывает исследователь Левон Погосян в своей книге «Армянская колония Армавира» (Ереван, 1981). Армянский музей Москвы публикует из этой книги фрагмент первой главы, посвящённый предыстории черкесских армян. О переселении армян и основании Армавира рассказ пойдёт в следующих публикациях.

Армянская Успенская церковь — одна из самых старых на Кубани. Её начали строить в 1840 году. Фото: humus.livejournal.com

Армянская Успенская церковь — одна из самых старых на Кубани. Её начали строить в 1840 году. Фото: humus.livejournal.com


Левон Погосян

АРМЯНСКАЯ КОЛОНИЯ АРМАВИРА

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЧЕРКЕССКИХ АРМЯН И ОСНОВАНИЕ АРМАВИРА

1. ПРЕДЫСТОРИЯ ЧЕРКЕССКИХ АРМЯН

Присоединение и экономическое освоение Северного Кавказа было актуальной задачей в политике царской России. Решение этой задачи открыло бы доступ к берегам Каспийского и Черного морей и далее к Закавказью.

Северный Кавказ, как огромная плотина, отделял Закавказье от центральных районов России. Русско-турецкая война 1787–1791 годов еще раз убедила царизм в необходимости укрепления кавказского тыла. С этой целью Г.А. Потемкин, А.В. Суворов и Якоби приступили к сооружению новых укреплений и Кавказской военной линии. Была сооружена Азово-Моздокская военная линия с десятью крепостями при казачьих станицах.

В период борьбы за присоединение Северного Кавказа (с конца XVIII века до середины XIX века) основное внимание обращалось на военную колонизацию казачества.

Екатерина II манифестом от 8 апреля 1783 года провозгласила Крымский полуостров, весь Кубанский край и полуостров Тамань собственностью Российской империи. Турция 10 июля 1783 года вынуждена была признать права России в упомянутых районах. Вскоре Екатерина II в «высочайшем повелении» от 30 июня 1792 года земли, лежащие вдоль реки Кубань до Усть-Лабинского редута, даровала Черноморскому казачьему войску. В 1792 году территорию, лежащую между рекой Малкой и Усть-Лабинскими укреплениями, заселили донскими казаками (примерно около 3 тысяч семей). Ко времени окончательной ликвидации Запорожской Сечи на Украине относится заселение таманских берегов Черного моря запорожскими казаками. Для укрепления власти на новопокоренных обширных и безлюдных землях еще 14 июля 1788 года был издан манифест Екатерины II о переселении на новую Кавказскую линию закончивших службу солдат, государственных чиновников, иностранцев и горского населения, которым государство обещало денежные пособия и некоторые льготы. В манифесте была особая статья для горских армян, поселившихся на русской территории, и для тех, кто еще проживал в горах, но мог беспрепятственно поселяться в городах и селах Кавказской области, занимаясь торговлей и промыслом.

Русско-турецкие и русско-иранские войны в первом тридцатилетии XIX века намного расширили русские границы на Кавказе. По Бухарестскому и Адрианопольскому мирным договором 1812-го и 1829 года, Россия отодвинула свои границы в северных районах Черноморья и в бассейне реки Кубань. Несмотря на это, горные районы Северного Кавказа все еще не находились под контролем России.

После поражения Ирана в русско-иранских войнах 1804–1813 и 1827–1828 годов осуществляется окончательное присоединение Закавказья к России. В новых условиях Северный Кавказ приобретает особое значение как важнейшая база на юге России для охраны новых присоединенных территорий.

В XVIII веке Закубанскую Черкесию населяли многочисленные племена черкесов. На территории между Черным морем и рекой Лабой проживали племена жаневов, бжедухов, хатукаев и темиргоев. На юге и на юго-западе, в горах, жили абадзехи и шапсуги. Несмотря на то, что в XVIII веке Закубанская Черкесия лишь формально находилась под турецким владычеством, основная масса населения не была в зависимости ни от Турции, ни от Крымского ханства.

По Адрианопольскому мирному договору 1829 года, к России перешли черноморские берега Кавказа и почти все турецкие владения на Северном Кавказе.

* * *

В долинах и горах Черкесии с давних времен проживало и армянское население. Исследователи еще не пришли к единому мнению о времени поселения армян среди черкесских племен. По мнению И. Иванова, армяне 200 лет назад (т.е. в XVII веке. — Л.П.) вышли из Крыма и поселились на Западном Кавказе. Мнения Хосровянца, Джалалянца и Ростом-бека Ерзынкяна о времени переселения армян в Черкесию несколько различаются. Ерзынкян фактически обобщил их точки зрения. Он писал: «Крымские ханы в 1552 году, помня и желая осуществить желание черкесов, отлично зная опытных в торговых делах армян, приказали армянским купцам с особыми привилегиями отправиться к горским черкесам для торговли разными товарами без уплаты пошлины».

С точки зрения Щербины, переселение армян из Армении началось в конце XIV века.

Ерванд Шахазиз — сторонник противоположной точки зрения. По его мнению, черкесские армяне не могли быть пришельцами из Армении. Первыми поселенцами, пишет Шахазиз, были торговцы из Крыма, которые, опасаясь насилий крымских татар, искали надежного приюта для занятия своим промыслом и выбрали Черкесию, где в то время торговой прослойки как таковой пока еще не было.

Другой автор, предполагая добровольное переселение армян в Черкесию, добавляет, что переселенцы были частью свободолюбивого народа Сюника, добровольно покинувшего родину, перебравшегося в горы и распространявшего там свои земледельческие промыслы.

История переселения армян в Черкесию подробно изучена X.А. Поркшеяном. Располагая некоторыми данными археологических раскопок, проведенными на территории Черкесии, и приписывая найденные памятники армянскому населению, X. Поркшеян пришел к заключению, что «черкесогаи являются осколками общей эмиграции, осевшей на Таманском полуострове в конце X – начале XI вв., засевшими в горных областях Северного Кавказа».

Вышеприведенные точки зрения в основном выдвинуты на почве народных преданий и устных сказаний. Памятники письменной и материальной культуры, могущие осветить те или иные стороны этого вопроса, не сохранились. Черкесы не имели ни письменности, ни литературы, все их сведения ограничивались преданиями, легендами, устными сказаниями, песнями и сказками. Нет сомнения, что эмигрировавшие армяне располагали рукописями, создали памятники литературной культуры, но все это, как отмечает X. Поркшеян, не дошло до нас, так как во время распространения магометанства в Черкесии проповедниками ислама и татарскими ордами были полностью уничтожены христианские храмы и церкви, безжалостно сожжены все рукописи.

Согласно докладной записке русского военного командующего, в первой половине XIX века в горах не было почти ни одного селения, в котором не проживало бы несколько армянских семей. По сохранившимся сведениям, армянские семьи разбросанно жили в черкесских аулах. На левом берегу р. Белой находился их центр — Гяурхабл, недалеко же от Гяурхабла — армянские поселения Егерухай и Хатукай, которые на протяжении многих лет играли важную роль в жизни черкесских армян. Армяне поселились также у шапсугов между реками Афипс и Абин, у натухайцев а районе Анапы, в селениях Хаджихабл, Эним, Шокон, Псехуп и т. п.

А что говорят о своем переселении сами черкесские армяне? В одном из прошений армавирских армян говорится: «Еще в конце XVI века наши предки вышли из Крыма и поселились среди разных горских племен». В другом официальном документе отмечается, что предки черкесских армян когда-то жили в персидских владениях, потом переселились на Крымский полуостров, а позже, покинув Крым, пробрались в горные районы Северного Кавказа для занятия торговлей.

Как утверждают коренные армавирцы-старожилы, «армяне поселились среди черкесских племен в XV веке. В 1475 году, когда османцы завоевали Крым и начали истребление мирного населения, армяне стали переселяться в Молдавию и в Польшу. Тогда же армяне потянулись из Крыма и начали постепенно поселяться среди черкесов, где ислам еще не был знаком местному населению». Черкесские армяне фактически считают себя переселенцами из Крыма или соплеменниками новонахичеванцев, с которыми в Крыму когда-то жили их предки. Эмиграция происходила постепенно, на протяжении большого промежутка времени. Отсюда и разница в упомянутых датах переселения армян. Вышеуказанное подтверждает, что переселение армян в Черкесию имело место в основном в XV веке из Крыма. По нашему мнению, это был основной поток переселенцев, число которых в дальнейшем возросло.

Разбросанные по всей территории Черкесии армяне не ассимилировались с разными черкесскими племенами и сохранили свою самобытность. Армяне не только сохранили свой аппарат общественной организации — родовое самоуправление, собственный распорядок во внутренней общественной и семейной жизни, но и приобрели некоторые права и привилегии, в частности, знатные семьи по правам были уравнены с черкесскими дворянами («узденами»). Такое привилегированное положение черкесских армян в какой-то мере привлекало армян, проживающих в Крыму, Закавказье. Они также в разное время переселялись в Черкесию, основывая там новые поселения.

Переселение черкесских армян на русские земли не было случайным явлением.

В начале XIX столетия царская Россия более активно приступила к расширению своих восточных границ и к прочному овладению Черноморско-Каспийским бассейном. Англия и Франция, в планы которых входил захват восточных рынков сбыта, были явно встревожены вступлением русских на Кавказ. Они, как и раньше, добивались выступления Турции и Ирана против России. В этот период Турция и Иран пытаются настроить народы Кавказа против России.

Турция широко использовала религию ислама и ее догматы для разжигания «священной войны» против «неверных», т. е. русских. Религиозные проповедники, переброшенные из Турции в начале XIX века, сеяли ненависть ко всему русскому.

В период активизации кавказской политики России у армян, проживающих в Черкесии, ясно проявляется русская ориентация. В обращении (конец 80-х годов XVIII века) одного армянского священника к Екатерине II читаем: «Осмеливаюсь предлагать о живущих между народами горскими и черкесскими армянской нации людей, коих будет около 500 семей, и весь народ бранный и привыкший ко оружию купно и пропитанию своему от земледельства. Оные в поездке моей вопрошаемы были мне, что не имеют другого пристанища, а хотя и усердно желают быть в российском христианском государстве, но средства не имеют приблизиться без особливого на это соизволения».

Весь ход исторических событий показывает, что народы Северного Кавказа, в том числе и закубанские армяне, в сложной политической обстановке на рубеже XVIII–XIX веков, вопреки феодальной верхушке тюркофилов и мусульманскому духовенству, ориентировались на Россию.

В одном из официальных документов XIX века говорится: «…в одной из экспедиций в горах правый фланг нашего отряда среди горских магометанских аулов встретил поселенных горцев — христиан армяно-григорианского вероисповедания». В другой докладной записке отмечается, что ввиду оказанных жителями этого поселения услуг русским было признано необходимым выделить их среди мусульманских племен и спустить с гор на равнины Северного Кавказа.

В годы присоединения Кавказа симпатии черкесских армян явно были на стороне русских, которым они всячески содействовали. Священник Григор Никогосян в Екатеринодаре встречается с одним казаком, который во время беседы рассказывает, как армяне помогали русским на Северном Кавказе: «Ваши армяне, правду говоря, во многом помогали нам, они привозили оружие из Нахичевана, так как мы не занимались этим промыслом, оставляя все подобные занятия на армян. Наши сельчане возделывали пшеницу, которая осталась бы в амбарах, если бы армяне не обменивали ее с урожаем черкесов. У нас имелась пшеница, у черкесов — мед, мы имели соль — а у них вовсе не было. И ряд таких продовольствий, которые то мы имели, то они, и оба нуждались в посредниках. Много мы старались, чтоб такими посредниками стали наши, но черкесы доверяли только армянам…».

В докладной генерала Ермолова к графу Нессельроде от 5 августа 1819 года о горских армянах говорится, что меры, предлагаемые Скасси, не могут ни в какое время принести существенной для правительства пользы, поскольку горцы… без участия армян не приступят ни к каким торговым отношениям.

Генерал Ермолов упоминает одного из именитых закубанцев — Мисоста Айтекова, ярого приверженца России, который, несмотря на обширность своих владений и на частные сношения с российским правительством, все обороты по торговым делам производил не иначе, как через армян, находившихся в зависимости от него.

Из высказывания царского генерала о горских народах, четко вырисовывается торгово-посредническая роль горских армян, которые фактически способствовали более тесному общению русских и горцев.

Русская администрация Кавказа стремилась к решению вопроса переселения армян в Россию, преследуя определенные политические и экономические цели.

Долгое время русскому правительству не удавалось перевести горцев в долины и разместить их в новых, больших поселениях.

Спуская черкесских армян с гор, поселяя их на равнинах Кубани, даруя им некоторые привилегии, русская администрация Кавказа преследовала определенную цель — положительного воздействия на проживающих еще в горах армян, греков, евреев и особенно на черкесское население.

Начальник Кавказской области в донесении от 21 декабря 1840 года к управляющему Министерства внутренних дел просит ходатайствовать перед императором об освобождении армян и грузин Кавказской области от рекрутской повинности, отмечая, что эта повинность в настоящее время представляется им чрезвычайно стеснительной и нет сомнения, что они станут внушать своим единомышленникам, живущим в горах, которые рано или поздно подвергнутся тому же требованию и, следовательно, эти последние останутся в горах с неблагоприятным для нас расположением. «По внешним обстоятельствам здешнего края, — пишет начальник Кавказской области, — принимаются особенные меры к миролюбивым сношениям с этими народами. В успехе этих сношений и в достижении цели правительству много содействуют единомышленники их — армяне, жители Кавказской области».

И во-вторых, усиление христианского населения на Западном Кавказе могло бы противостоять антирусским замыслам Турции и ее мюридским ставленникам.

Обоснование армянского населения на плодородных черноземных землях Кубанской области во многом могло бы способствовать развитию экономики местных и соседних районов.

В рапорте генерала Головина к графу Чернышеву от 30 марта 1836 года так и говорится: «На предназначенном месте жительства Армяне найдут с избытком средства для земледелия и скотоводства, при предприимчивости своей в торговых оборотах и промышленности они скоро могут упрочить свое благосостояние и принести пользу в отношении распространения промышленности между закубанцами».

Источник: Л.А. Погосян. Армянская колония Армавира. — Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1981.

Первопоселенцы российского Армавира: кто такие черкесские армяне