Интернациональные сокровища: армянские артефакты в музеях мира

Интернациональные сокровища: армянские артефакты в музеях мира

Все мы знаем, что армяне — народ диаспоры, с незапамятных времен армянские общины были разбросаны по всему миру. Культурное наследие армян столь же интернационально. Чтобы это показать, мы выбрали несколько предметов из коллекций крупнейших музеев мира. Они либо непосредственно относятся к армянам или созданы армянами, либо отсылают к сюжетам армянской истории. Еще несколько лет многие музеи последовали за трендом открытого доступа к собраниям, начали оцифровывать коллекции и публиковать онлайн-каталоги. Благодаря этому каждый может увидеть те артефакты, которые никогда не покидали запасников и не публиковались.


Метрополитен-музей

Метрополитен — один из самых крупных и посещаемых музеев мира. Он отрылся в 1872 году на базе нескольких частных коллекций. Но сейчас, естественно, его фонды выросли в десятки раз. Вся коллекция делится на семнадцать департаментов — каждый со своим куратором и исследователями. Коллекции делятся по этногеографическому (исламское искусство, египетское искусство, европейская живопись и скульптура и т.п.) и предметному принципу (фотография, костюм, оружие и т.п.). В 2017 году музей выложил в открытый доступ более 300.000 оцифрованных артефактов. Среди них немало интересных экспонатов, прямо или опосредованно относящихся к Армении и к армянам. Они необычайно разнообразны — от археологических древностей и вышивки до произведений Аршила Горки и фотографий Юсуфа Карша.

Вот, к примеру, кружево XX века, которое музей получил в дар в 1984 году.

Армянское кружево, ХХ век

В фондах музея есть несколько картин Аршила Горки, однако еще больший интерес представляют его блокноты, которые можно пролистать тут и тут. Оба блокнота музей получил по завещанию искусствоведа Уильяма С. Либермана в 2005 году. Чем интересны скетчи? Они позволяют заглянуть в творческий процесс художника, увидеть, как он просто набивал руку или искал верный образ для картины, да и вообще увидеть, как рисующий человек превращается в мастера.

Лист из блокнота Аршила Горки

Особенное внимание стоит обратить на второй блокнот, которым Горки пользовался в 1930-е годы. Вот, например, он перерисовывает персонажей с картин Энгра, а на втором рисунке он «прощупывает» Пикассо. Энгровским героям Горки осознанно или неосознанно придал черты членов своей семьи. Кроме блокнотов, в коллекции есть отдельные листы с набросками. Само собой, доступна и живопись Горки.

Горки «набивает руку» на портретах Энгра

В Метрополитен-музее внушительная коллекция фотопортретов Юсуфа Карша — есть и Хемингуэй, и Набоков с бабочкой, и чета Кеннеди, а также множество других выдающихся людей, современников Карша.

Нельзя пройти мимо торговой карточки «Армения» из серии «Танцующие девушки мира», которая была издана в 1889 году. Выпустила их фирма William S. Kimball & Company. В наборе было 50 карточек с разными странами, они вкладывались в сигаретные пачки.

Торговая карточка «Армения»

Продолжая тему рекламных карточек, обратим внимание на этот экспонат. Такие карточки вкладывались в упаковку с различными товарами, чтобы информировать аудиторию о происходящих в мире событиях. Эта практика стала очень распространенной в годы Первой Мировой войны. Карточки изображали битвы, политиков, простое население в годы войны. На обороте помещался комментарий.

На обороте этой карточки (ок. 1920) из серии «Европа во время войны», которая изображает Хамидийскую резню 1894-1896 годов, по-испански сказано: «Абдул-Хамид убил двести тысяч армян — мужчин, женщин и детей. Это вызвало протест нейтральных стран».

Торговая карточка, изображающая Хамидийскую резню

Листая каталог, нельзя не обратить внимания на миниатюру XIII-XIV веков, которая изображает четырех апостолов-евангелистов. Манускрипт происходит из Васпуракана и датируется 1290-1330 годами.

Изображение евангелистов стоящими в ряд в начале манускрипта — раннехристианская традиция, которая сохранялась в средневековой Армении. Не исключено, что яркие наряды апостолов вдохновлены одеяниями священнослужителей того времени.

Лист с изображением Евангелистов

Среди живописных произведений можно отметить полотна Маркоса Григоряна (1925-2007) — ирано-армянского художника, который заложил основы иранского искусства. Он родился в Кропоткине Краснодарского края, открыл культовую галерею в Тегеране, организовал первую биеннале, а потом несколько лет прожил в США. Художник умер в Ереване, а часть своих работ подарил Национальной галерее Армении. Серией картин, к которой относится «Летняя ночь» (1991), Григорян хотел воспеть деревенскую жизнь Ирана.

«Летняя ночь» Маркоса Григоряна

Другие армянские сокровища можно найти в онлайн-каталоге музея.

Британский музей

Британский музей, который открылся еще в 1753 году, сейчас является одним из крупнейших и вторым по посещаемости в мире (его опережает лишь Лувр). В музее хранятся историко-археологические коллекции. Изначально в собрание входили преимущественно античные древности, но затем география расширилась, коллекции охватили практически все регионы мира.

Среди армянских артефактов обращает на себя внимание керамическая панель XVIII века, которая происходит из Кютахьи (Османская империя). На прямоугольнике размером 30×22 см помещено изображение Святых Переводчиков, которые перевели Библию на армянский язык в начале V века. Плитка вдохновлена гравюрами на дереве и, соответственно, отпечатками с них, которые стали распространяться в Венеции и Константинополе с начала XVIII века.

Керамическая плитка с изображением Святых Переводчиков

Вот игральная карта с изображением Армении из набора «Географическая игра», изданного в Италии в 1644 году. Набор состоит из 52 карт. Мы видим Армению, изображенную в виде женщины, облаченной в свободное, ниспадающее складками платье. На голове у нее экзотический головной убор, напоминающий тюрбан. Под изображением помещен комментарий на французском языке, поясняющий, где находится Армения.

Игральная карта «Армения»

Эта британская гравюра 1788 года изображает горе Тиграна (имеется в виду Тигран I Ервандид, 560-535 гг. до н.э.), который увидел, что его отец, армянский царь, мать, жена и дети захвачены Киром II Великим. Тигран помещен в центр композиции, он указывает на своего отца, который стоит с опущенной головой, а позади него — вся царская семья. Царь Кир изображен справа, он внимает происходящему, окруженный военачальниками и советниками. Надо сказать, что в целом исторические источники (Хоренаци, Ксенофонт) изображают Кира и Тиграна друзьями и союзниками.

Гравюра с изображением Тиграна I и Кира II Великого

Любопытна также литография из серии «Наброски на Черном море» англичанина Уильяма Гайд-Паркера, изданная около 1853 года. Она изображает разные типы, встреченные в причерноморском регионе, среди них — армянский священнослужитель. Слева направо по часовой стрелке: «Крестьянин», «Солдат кавалерии», «Башибузук», «Турецкая женщина», «Грузинский горец», «Изготовитель трубок», «Албанец», «Козопас», «Дервиш», «Продавец сладостей», «Пехотинец», «Армянский Папа».

«Армянский Папа» – первый слева в нижнем ряду

«Армянский Папа» – первый слева в нижнем ряду

В коллекции Британского музея много других интересных экспонатов, в частности, монет и банкнот, которые можно увидеть в онлайн-каталоге на официальном сайте музея.

Рейксмюсеум

Рейксмюсеум — главный музей Амстердама, входит в число крупнейших в мире. В 1800 году музей был открыт в Гааге, а восемь лет спустя «переехал» в Амстердам. В его собрании хранятся художественные произведения, исторические артефакты, фотография и т.п. Самое сильное ядро коллекции — конечно же, работы голландских мастеров.

Листая каталог, можно обратить внимание на карту, изданную в Нидерландах предположительно в 1590-1674 годах. Справа изображены Адам и Ева в Раю, а справа помещена карта Азии и, в частности, Армении. Возможно, создатель карты — Давид Винкбунс — известный голландский художник Золотого века.

Адам и Ева в Раю

В коллекции музея также хранится портрет Арутюна Ваапетяна (1819-1910) — армянского патриарха Иерусалимского и Константинопольского (редкий пример, когда один иерарх совмещал руководство двумя патриархатами). Предположительно, портрет сделан между 1895 и 1910 годами.

Портрет был приобретен музеем в 1997 году.

Патриарх Арутюн Ваапетян

На этом офорте изображен сюжет из истории Армении — Трдат I получает из рук императора Нерона царскую диадему. Это событие имело место в 66 году нашей эры. На торжественной церемонии в Большом цирке Рима Трдат был провозглашен царем Армении, а короновал его Нерон.

Трдат — первый правитель из армянской ветви династии Аршакидов. Его восхождению на престол предшествовала война между Римом и Парфией за право распорядиться армянским престолом. После победы римского оружия Трдат вторично был коронован как правитель Армении, но уже в качестве вассала Рима.

Нерон коронует Трдата I

Офорт был издан в Амстердаме в 1804 году в мастерской гравера Людвига Готтлиба Портмана.

Остальные экспонаты можно увидеть на сайте музея в разделе «Коллекция».

Интернациональные сокровища: армянские артефакты в музеях мира