Армянские художники рисуют своих родителей

Армянские художники рисуют своих родителей

Подобные портреты обычно затеряны в фондах музеев, их редко выставляют в общей экспозиции. Но именно они, портреты родителей, говорят о жизни художника порой больше, чем их биографии.


Иван Константинович Айвазовский был нежным, любящим сыном. Его родители, Константин и Рипсиме Айвазовские, потеряли большую часть своего состояния за пять лет до рождения будущего художника. Но это не помешало дать каждому из шестерых детей хорошее образование, — лучшее, какое только могла себе позволить семья. Константин Айвазовский был полиглотом, знал шесть языком. Рипсиме была искусной вышивальщицей. Придя к успеху, став весьма состоятельным человеком, благодарный сын делал все возможное, чтобы скрасить их старость.


Мгер Абегян родился в знатной, уважаемой семье. Его отец — академик Манук Абегян, чье имя носит Институт литературы Национальной академии наук Республики Армения. Гордость армянской науки, Манук Хачатурович, получил блестящее образование: он учился в Сорбонне, в университетах Лейпцига и Берлина, окончил Йенский университет, где также защитил диссертацию по теме «Армянские народные мифы в “Истории” Мовсеса Хоренаци».

Родители Минаса Аветисяна — простые крестьяне из села Джаджур. Отец был не очень доволен выбором профессии сына, в шутку советовал ему сменить кисть на косу, но никогда не отговаривал. Минас часто писал портреты их обоих, вписывал дорогие его сердцу образы в большие композиции. Ранняя гибель дорогого сына стала большой бедой не только для семьи Аветисянов, но и для всего села Джаджур, где нежно хранят память о великом земляке.

Портрет отца художника Минаса Аветисяна


Родители Эдварда Исабекяна когда-то жили в Игдире. Художник написал очень трогательный портрет своей матери. Мы видим хрупкую, но сильную женщину. Глядя на нее, важно помнить, что это портрет той, кому повезло спастись от страшной гибели, спастись вместе с семьей. Но родного города она больше никогда не увидит. Эта же драма и в портрете отца, которого художник изобразил на фоне строящегося Еревана на картине «Утро старика»: новая жизнь, спасение, лучшая участь для детей и внуков и — невозможность показать им, где прошло его собственное детство.

Московский художник Левон Тер-Карапетян родом из Ахалцихе. Некогда знатная семья промотала состояние, а успевшие получить хорошее домашнее образование дети отправились искать счастья в большие города. Левон Погосович подписывал свои работы «ЛетКар». Среди современников он был известен как хороший мастер, представитель академической школы. Помимо живописных работ часто получал заказы на афиши и плакаты. Все свое наследие художник завещал Национальной галерее Армении, а его эскизы к плакатам хранятся в музее российского Рыбинска.


На картинах Геворга Григоряна, известного под псевдонимом «Джиотто», отец всегда молод. Таким рано ушедшего из жизни родителя запомнил художник. Он остался без отца в семь лет. Тогда, в начале ХХ века, это был возраст, в котором начинали зарабатывать на хлеб. Что и сделал маленький Геворг, разделив тяжесть заботы о большой семье вместе с матерью. В девятнадцать лет он поступил в Тифлисскую школу живописи и ваяния, в мастерскую знаменитого Егише Тадевосяна. Писал Джиотто не только своих родителей, но и тещу, мать любимой супруги Дианы.


Так же поступал и знаменитый армянский портретист Степан Агаджанян. Он изобразил не только свою мать, но и сделал портреты тещи. Два образа последней интересны тем, что сделаны с большим временным интервалом и производят сильное впечатление. Свою мать Агаджанян изобразил в костюме богатой тифлисской горожанки, с четками в руках. Она добродушно улыбается, глядя на зрителя, как на гостя.

Портрет матери Степана Агаджаняна


А это два портрета одной и той же женщины, сделанные ее сыном и дочерью. Дмитрий Налбандян изобразил свою мать за вязанием, в зеленом саду. Арпеник Налбандян — рассказывающей сказку ее сыну. Заметьте — в отличие от всех своих предшественниц эта дама не носит косынку или шляпку, хотя в пятидесятые женщины старшего поколения голову еще прикрывали. Первыми от этого отказались горожанки.


На картине Гранта Степаняна «Портрет моей матери Жени» мы видим женщину, которую могли бы сами встретить на улице в наши дни. Между тем, работа датирована 1945 годом.

Грант Степанян. Портрет моей матери Жени (1945)


Так же у Эдуарда Саркисяна. Мать вышивает на застекленной веранде, ее голова не покрыта, а ведь это 1942 год.

Портрет матери Эдуарда Саркисяна (1942)


Портрет матери Седрака Рамшадяна — тот же 1942, та же непокрытая голова. Думаете, это мелочь? Едва ли. Скорее это говорит о том, что изображенные дамы успели получить образование в гимназиях, где царили передовые взгляды и даже кипели страсти политических симпатий. Бывшие гимназистки обычно имели профессию и делали все, чтобы их дети учились в лучших заведениях. Все другие покрывали голову и в пятидесятые, и в шестидесятые. Вплоть до того времени, когда подросли выпускницы первых советских школ, для которых косынки ассоциировались с глубокой стариной.

Портрет Седрака Рашмаджяна (1942)


Завершим обзор мужским портретом. Перед нами отец художника Ованеса Зардаряна Мкртич. Ремесленник из Карса, Мкртич Зардарян долго искал лучшее для своей семьи место, пока, наконец, не переехал в Ереван, где его сын Ованес, будущий знаменитый художник, и получил свою профессию.

Портрет отца Ованеса Зардаряна

Нарине Эйрамджянц

Армянские художники рисуют своих родителей