Редакция

Кочари, ярхушта и джейрани: какими бывают армянские народные танцы

Редакция
Кочари, ярхушта и джейрани: какими бывают армянские народные танцы

Танец – одно из выражений народного представления о прекрасном, и армянскому народу удалось сохранить его национальные особенности, несмотря на влияние культур других стран. Восходящий к глубокой языческой древности, армянский танец сопровождал религиозные обряды и битвы, национальные праздники и состязания, был выражением скорби и ликования. Часто народные танцы превращались в маленькие спектакли, красота которых заключалась как в многоцветии костюмов и своеобразии музыкального сопровождения, так и в колорите танцевальной лексики.

В древности ряд плясок был связан с верованиями и обрядами. Часто их содержание зависело от пола и возраста исполнителей. Эти разграничения особо строго соблюдалось при проведении праздников, связанных с циклом сельскохозяйственных работ, и на свадьбах. В военных плясках участвовали только мужчины. В театрализованных действиях, конных состязаниях и шествиях с ряженьем – в основном холостые парни и девушки. Молодежь также организовывала игры и пляски на праздниках годового цикла (масленица, сбор полевых цветов и трав, гадания). Детям же плясать со взрослыми не разрешалось.

Армянские танцовщицы, 1934. Фото: mnopedia.org

Армянские танцовщицы, 1934. Фото: mnopedia.org

Так, деление участников по полу и возрасту является одной из наиболее ярких особенностей армянского танцевального фольклора. Однако к середине XX века границы начали стираться. Также перестал соблюдаться порядок исполнения танцев. В старину эта последовательность имела не только магическое значение, но и позволяла преодолеть технические трудности при исполнении движений. Как правило, пляска начиналась с медленного темпа и простейших фигур, затем постепенно усложнялась. Число танцующих женщин сокращалось, а в самых быстрых плясках с прыжками и присядкой состязались уже только мужчины. Несмотря на все разнообразие армянского народного танца, можно четко проследить его жанровую направленность.

Обрядовые танцы

Обрядовые пляски армян восходят к языческим обрядам и играм. Большинство из них было связано с годовым циклом сельскохозяйственных работ. Важная роль отводилась пляскам, которые имели определенное место и время исполнения, например, «Вери-вери» и «Кочари», исполнявшиеся во время скотоводческих праздников. А весенняя обрядовая песня-пляска «Джан-Гюлюм» сопровождала сбор цветов и гадание девушек-невест.

Значительное место занимали пляски свадебного цикла, согласно народным верованиям, имевшие магическое значение. Ими старались «обеспечить» материальное благополучие, многочисленное потомство и счастье супружеской чете. Пляски сопровождали все обряды свадебного цикла, начиная с момента сватовства вплоть до вступления на брачное ложе. Среди них – «Тагвори мэр, дурс ари!» («Мать новобрачного, выходи!»), которую исполняли юноши и девушки во дворе жениха, выстроившись полукругом. «Скесури пар» («Пляска свекрови»), которая выходила на призыв-песню дружек и выносила несколько лавашей для того, чтобы покрыть ими крест-накрест голову или плечи невестки. Руководила всей свадебной церемонией сваха: с серебряным подносом над головой она танцевала перед гостями, прославляя родителей жениха и невесты. Завершив свой танец, сваха заказывала музыкантам медленную танцевальную мелодию и вводила в круг родителей жениха и невесты, которые в конце танца целовали своих детей. «Момеров пар» («Танец со свечами») исполняли в конце свадьбы супружеские пары, включая жениха и невесту. Посаженая мать зажигала свечи и раздавала всем пляшущим, которые торжественным медленным шагом проходили три или семь кругов.

Мартирос Сарьян. Армянский танец, 1915. Фото: wikioo.org

Мартирос Сарьян. Армянский танец, 1915. Фото: wikioo.org

Дорожные пляски

Во время праздничных торжественных шествий, встреч и проводов, паломничества на богомолье и свадебных процессий исполнялись дорожные пляски. У каждого танца было свое название, определенные фигуры, музыка и даже текст. Участники выстраивались длинной вереницей: днем первый и последний из танцоров держали в руках по большому цветастому платку, а вечером – факелы для освещения пути. По мере приближения к месту прибытия вереница постепенно распадалась, и некоторые участники процессии начинали исполнять сольные танцы. Так, пляска «Тнгоз» исполнялась во время свадьбы в пути, когда невесту уводили из отчего дома. Движения танца напоминают погоню, в нем могло участвовать любое количество юношей и девушек.

Военные пляски

Военные танцы, или «Размакан парер» (от «разм» – битва и «пар» – пляска), родились в быту народа-воина и имеют весьма древнее происхождение. Наиболее популярными были «Трахаг» («Танец с саблями»), «Ярхушта» («Товарищ по оружию») и «Цап пар» («Танец с хлопками»). В танце «Хасаб Агаси» мужчины играют воображаемыми ножами, как бы точа их о железные доспехи своей одежды, угрожая врагу и замахиваясь на него. Исполняли героические танцы только мужчины: соло, дуэтом и в группе. В сольных плясках танцоры демонстрировали свое умение владеть оружием – это были самые виртуозные исполнители. В остальных случаях использовались палки. Иногда бой с оружием заменялся хлопками и ударами ладоней о ладони противника. Если танцор сбивал шапку с головы партнера, то последний считался побежденным. Пронзительный звук зурны и дробный бой барабана подчеркивают военный колорит армянского танца

Артур Меликян. Армянский национальный танец «Ярхушта». Фото: armenianart.am

Артур Меликян. Армянский национальный танец «Ярхушта». Фото: armenianart.am

Подражательные пляски

Наиболее частыми объектами для подражания становились животные (медведь, верблюд, коза) и птицы (журавли, аисты). Пляски-пантомимы носили как индивидуальный, так и коллективный характер. Например, в коллективной пляске «Медведь» участники скакали на правой ноге, просунув руку под левое согнуто колено и держась за руку партнера. Своеобразен и очень интересен по содержанию смешанный хоровод «Крунги». Исполнители его подражают своими движениями журавлям: танцующие мужчины и женщины плавно идут по кругу друг за другом, взмахивая руками, как крыльями. Женщины садятся на одно колено, будто вьют гнезда, а мужчины легкой поступью «хлопочут» вокруг своих подруг. Сравнение с антилопой определяет смысл танца «Джейрани». Пляска строится на медленных, плавных, упругих шагах, легких всплесках кистей рук и манере держать голову.

Трудовые и бытовые танцы

Трудолюбие армянского народа находят свое отражение в танцах, чаще всего коллективных. К ним можно отнести пляски пастухов с посохом, арканом и колокольчиком, пляски «Дынго» («Ступка») и «Касаб аваси» («Пляска мясников»), которые исполняли только мужчины. В женских танцах Армении имитировали работу в поле и дома, сбор цветов и игры вокруг фонтана. В сольной пляске «Шали» танцор отображал процесс обработки шерсти.

Шуточные пляски

Из комических мужских танцев наибольший интерес представляют «Поплянчо» и «Шалахо». В первом воспроизводятся движения веселого плясуна на канате. Второй создает образ жизнерадостного и ловкого юноши, который мастерски играет с платком, забрасывая его на руку и на плечо. Потеряв свой предмет, юноша замечает пропажу на полу и начинает лукаво к себе ее подзывать. В финале танца платок снова оказывается в руке танцора. Отличительной особенностью «Шалахо» является энергичный и широкий ход, который неоднократно повторяется в танце. «Лудки» – групповой танец, в котором участвуют не более восьми юношей. Это танец лудионов, шутов и скоморохов. Его пляшут легко, с гордой осанкой и юмором.

Подготовлено по материалам: Непомнящих В. Армянский танец, 2011; Хачатрян Ж. Традиционные свадебные пляски армян, 1975.

В оформлении обложки использована картина Меружана Хачатряна, 2015. Источник: meruzhan-khachatryan.pixels.com

Кочари, ярхушта и джейрани: какими бывают армянские народные танцы