Армянский театр: искусство дарит силы в безнадежности

Армянский театр: искусство дарит силы в безнадежности

«Искусство и культура бессильны перед войной. Никто не будет писать книгу или проводить исследование, когда у виска свистят пули. Но они дают силы перенести непереносимое, не просто принять его, а обдумать и пережить его». Эта цитата бродит по просторам интернета. И хотя она принадлежит, скорее всего, современному автору, речь в ней идет о многовековом и великом искусстве — театре, а также о самом страшном, что можно представить — войне. 

«Армянская драматическая картина». Фото: Ф. Орден. Источник: kunstkamera

«Армянская драматическая картина». Фото: Ф. Орден. Источник: kunstkamera

Театр и война задевают сердца людей, но если война ранит, то театр обладает даром исцеления. Погружаясь в театральное искусство, мы соприкасаемся с изменчивой историей Армении — с ее испытаниями, победами и возрождением, присущими и истории армянского театра.

Тот факт, что Армения — страна очень древней и богатой культуры, — известен многим. Однако далеко не каждый любитель литературы, музыки, живописи, и даже постоянный зритель спектаклей, знает, что армянский театр — один из древнейших в мире. Наравне с греческим он принадлежал европейскому типу, а возник в 1-м тысячелетии до н.э. Был подразделен на знакомые нам жанры — трагедию и комедию, которые пришли в армянскую культуру из культов, посвященных подвигам героев, а также обрядов и погребальных церемоний в честь одной из армянских ипостасей Диониса — Гисанэ — умирающего и воскресающего бога животворящей природы. Культ этого бога разделялся на две части, первая из которых сопровождалась горем и плачем (погребение), а вторая смехом и радостью (воскрешение). Из первой образовался жанр трагедии, из второй — жанр комедии. К причинам появления последней нужно прибавить празднование предками возвращения весны и вакханалии в честь богини плодородия и любви — Анаит (в других источниках Анахит). Служителями в храме Гисанэ были «гусаны», что тождественно греческому слову «мимос» — играющие, поющие в театре. Именно поэтому актеров трагедийного театра стали называть «дзайнарку-гусанами» («возвещающие о смерти») и «вохбергу-гусанами», которые оплакивали погибшего героя. Не стоит забывать и о создателях спектаклей — трагиках, иначе — «вохбергаках». Актерами древнеармянского комедийного театра были «катака-гусаны» — исполнители комедии, а ее авторами — «катакергаки».

Третьим жанром, о котором нельзя не упомянуть, так как он на ура принимался народом, был фарсово-буффонный театр гусанов-мимосов. В данном случае слово «мимос» означал ни что иное, как самого настоящего мима.

Развалины Тигранакерта. Источник: ArmeniaHouse

Развалины Тигранакерта. Источник: ArmeniaHouse


«В Грамматике Диомеда дано такое определение термина мим: Мим есть подражание без стыда всякой речи и движению или неприличным действиям, соединенное со сладострастием». 

Георг Гоян. «2000 лет Армянского театра. Том 1: театр Древней Армении», 1952 г. 


Подчеркнутый эротизм присутствовал в фарсово-буффонном театре как одна из отличительных черт. В спектаклях этого жанра могли играть не только мужчины, как это было в трагедии и комедии, но и женщины — «вардзаки», что только усиливало интерес зрителей к происходящему на сцене. Значение слова, которым обозначались актрисы армянского театра мимов, приобретало разные оттенки в процессе развития театра и в итоге стало собирательным термином: от «наемная, получающая вознаграждение» («варз» — плата за труд, наём) и до «поведением вольная» и т.д.

Актриса армянского театра гусанов-мимосов. На ней специальный сценический костюм, то закрывающий, то целиком обнажающий ее тело, в зависимости от того, как она повернется к зрителям. Изображена в армянском евангелии конца XIV столетия как пример чел…

Актриса армянского театра гусанов-мимосов. На ней специальный сценический костюм, то закрывающий, то целиком обнажающий ее тело, в зависимости от того, как она повернется к зрителям. Изображена в армянском евангелии конца XIV столетия как пример человека, в которого вселился бес. Источник: Armenianhouse

Примерно в I веке до н. э. в Армению приехали греческие актеры и застали театр гусанов как раз на его пути между языческими обрядами и театром, похожим на античный. Греки, уже прошедшие этот путь, вступили в соприкосновение с культурой, в чем-то схожей со своей. Театровед и доктор искусствоведения Георг Гоян в первом томе своего исследования «2000 лет Армянского театра» писал, что древнеармянский театр «не потерял своего облика от соприкосновения с театральной культурой соседних народов, хотя многому научился у них». Совершенно самостоятельное появление и начальное развитие театра в Армении повлияло на сохранение в армянском языке собственных обозначений жанров комедии и трагедии — «катакергутюн» и «вохбергутюн», — исключив использование греческих слов, которые в итоге были заимствованы многими другими народами.

Царь Тигран Второй — основатель эллинистического театра Армении. Медная монета. Исторический музей, Ереван. Источник: Armenianhouse

Царь Тигран Второй — основатель эллинистического театра Армении. Медная монета. Исторический музей, Ереван. Источник: Armenianhouse

Из трудов Плутарха мы знаем, что в 69 году до н.э. царь Тигран II Великий построил в столице Великой Армении — Тигранакерте — амфитеатр эллинистического стиля. Георг Гоян считает, что это сооружение было довольно объемных размеров и выглядело богато, повторяя самые крупные греческие строения данного типа. 


«…Театр был построен в тот период, когда Тигран находился в зените могущества и славы, когда он располагал десятками тысяч рук опытнейших строителей из греческих колоний средиземноморского побережья, в частности из Киликии, где было немало греческих театров». 

Георг Гоян. «2000 лет Армянского театра. Том 1: театр Древней Армении», 1952 г. 


Развалины Тигранакерта. Источник: ArmeniaHouse

Развалины Тигранакерта. Источник: ArmeniaHouse

Позже, во время своего правления, а это были 55–34 г.г. до н.э., сын Тиграна Великого — Артавазд — создал Арташатский театр в северной столице Армении и даже прославился в роли драматурга и режиссера, поставив однажды трагедию Еврипида «Вакханки». 


«…Уместно заметить, что драматургическая деятельность Артавазда и поразительная оригинальность постановки Вакханок в его Арташатском театре могут найти объяснение только по признании факта существования в Армении развитой театральной культуры в предшествовавшие годы». 

Георг Гоян. «2000 лет Армянского театра. Том 1: театр Древней Армении», 1952 г. 


Вардзак в маске птицы. Фрагмент средневековой миниатюры. Источник: Armenianhouse

Вардзак в маске птицы. Фрагмент средневековой миниатюры. Источник: Armenianhouse

После принятия христианства в качестве государственной религии в 301 году в Армении начало проявляться противодействие церкви театру, что, конечно, хотя и усложнило путь развития этого искусства, но не помешало, как мы можем наблюдать это уже в XXI веке.

Начиная с I тысячелетия до н.э. и заканчивая настоящим временем, армянский театр претерпевал изменения, основанные, конечно же, на исторических событиях, разворачивающихся вокруг него, однако факт непрерывного существования театрального искусства в жизни армян и многообразия его жанров и видов подтверждает большое количество письменных источников, древних миниатюр и других артефактов. 

Сейчас в Ереване около 16 театров. Наиболее известны: Ереванский государственный театр кукол им. О. Туманяна, Национальный академический театр оперы и балета им. Спендаряна, Государственный театр музыкальной комедии им. Пароняна, Ереванский государственный камерный театр, Государственный музыкальный камерный театр и многие другие. 

Кроме этого армянские театры открыли свои филиалы в других странах. Это: «Театр имени Папазяна» в Ливане, театр им. Мгера Мкртчяна и «Вардана Ачемяна» в Лос-Анджелесе, «Театр Амазгаин» в Нью-Йорке. В России, конечно же, тоже можно посмотреть спектакли, поставленные по армянским произведениям и сыгранные армянскими актерами. В Москве это, например, Армянский театр под руководством Славы Степаняна, в котором можно посмотреть спектакли на армянском языке и окунуться в культуру этой страны.  

Журналист, искусствовед Алиса Поплавская специально для Армянского музея Москвы

Обложка: Древний амфитеатр, фото: ИнкоКросс 

Армянский театр: искусство дарит силы в безнадежности