Фрагмент трона урартийского царя из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке

Фрагмент трона урартийского царя из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке

Армянская коллекция Метрополитен-музея в Нью-Йорке насчитывает более трёхсот единиц хранения — эти данные выдаёт поисковик по запросу «Армения». Один из экспонатов — фрагмент ножки трона с изображением урартийского божества верхом на быке VIII-VII веков до нашей эры.

Ножка трона урартийского царя из Метрополитен-музея. © Метрополитен-музей

Ножка трона урартийского царя из Метрополитен-музея. © Метрополитен-музей

Учёные предполагают, что сохранившийся фрагмент трона мог принадлежать урартийскому царю.

Царство Урарту было могущественным государством, соперничающим за земли с Ассирией в первом тысячелетии до нашей эры. Территории Урарту простирались от северо-восточной Турции к северо-западной части Ирана.

Жили урартийцы в дворцах-крепостях. Мощные укрепления защищали население от опасности извне. Мирные урартийцы занимались сельским хозяйством и ремеслами. В Урарту особенно хорошо была развита обработка металлов, о чём можно судить по многочисленным находкам — браслетам, лопатам, металлическим вотивным пластинам, статуэткам божеств, военному обмундированию, орудиям труда и предметам быта. 

Ножка трона урартийского царя из Британского музея. © Британский музей

Ножка трона урартийского царя из Британского музея. © Британский музей

Культурная близость Ассирии и Урарту вносит определённые трудности в изучение урартского искусства. Атрибуция памятников осложнена тем, что многие предметы попали в музеи мира не в результате археологических раскопок, а после перепродаж разграбленного чёрными археологами с неофициальных раскопок и захоронений. Ничего удивительного нет в том, что среди учёных до сих пор ведутся дискуссии, к какому именно государству — Ассирии или Урарту — следует отнести тот или иной предмет. Ассирологи и урартологи спорят на этот счёт.

Ножка трона урартийского царя из из музея Эрмитаж. © Эрмитаж

Ножка трона урартийского царя из из музея Эрмитаж. © Эрмитаж

Принято считать что искусство Урарту возникло и формировалось под сильным влиянием Ассирии. Урартийское искусство достаточно обусловлено ассирийскими канонами, а некоторые исследователи даже считают его трафаретным.

Наиболее известные образцы урартского искусства — обломки бронзового царского трона, часть из которых попала в Британский музей, а часть — в Эрмитаж, а также различные бронзовые статуэтки, украшения, предметы оружия и элитной конской сбруи.

В конце VII века до нашей эры урартийские центры были уничтожены. Кто именно стёр Урарту с лица земли? Над этой загадкой учёные до сих пор ломают голову.

Источник: © Метрополитен-музей

Памятник из Метрополитен-музея ранее находился у коллекционеров и был приобретен музеем в 1950 году у Роберта Э. Хехта-младшего. Представленный объект — скульптурная пластика, реконструированная по бронзовому образцу. Перед нами — божество, оседлавшее сидящего быка. Облачено божество в длинное инкрустированное одеяние с бахромой. Сидящий бык также покрыт витиеватыми узорами. По другим экспонатам того же периода, выполненным в одном каноническом ключе, известно что фигура носила рогатый венец божества и была покрыта золотом. Трон опирался на ножки, поддерживаемые четырьмя божествами и сопровождающими их животными. Скорее всего, такой трон служил мощным символом власти урартского царя.

Подобные бронзовые детали ножек трона есть и в других музеях мира. Например, в Британском музее и в Эрмитаже.

Источники: Д.А. Авдусин «Основы археологии» стр. 139; Эрмитаж; Британский музей; Метрополитен-музей

Обложка: © Метрополитен-музей

Фрагмент трона урартийского царя из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке