«От линий к слову»: армянский устный фольклор

«От линий к слову»: армянский устный фольклор

На протяжении долгого времени люди познают мир, передают и накапливают полученный опыт — так формируется национальное мировоззрение. Одной из важнейших составляющих национальной идентичности является фольклор. Многое о культуре нации можно узнать из сказок, пословиц и загадок. Посетители выставки на примере армянской графики смогут проследить влияние языкового опыта на формирование национального восприятия мира.

Выставка представляет 5 разделов. Каждый из них рассказывает о важном явлении в культуре и мировоззрении через слово и визуальность. В этой статье мы подробнее рассказываем о устном фольклоре, которому посвящена экспозиция.

Родина — земля

На выставке можно познакомиться с работами петербургской художницы Люсинэ Туманян. Серией пастельных произведений Люсинэ иллюстрирует проблему сохранения культурного наследия армянского народа. Выбор материала определён исходя из темы: пастель — хрупкая техника, а изображённые монастыри, как и пастель, нуждаются в бережном обращении.

Армянские фразеологизмы о земле возникли на основе народных традиций, связаны с садоводством, земледелием и скотоводством. В армянском языке на образном уровне сильно выражена эмоциональная оценка своей земли как высшей ценности для человека.

Родина в армянском фольклоре предстает как самое лучшее место в мире. Она представляет собой дом, убежище от разного рода напастей и угроз, а также дарует спасение от душевных переживаний.

В современном армянском языке для обозначения «места, где родился человек» используется лексема հայրենիք [hayreniq] — отечество. Слово образовано от корня հայր [hayr] — отец, с помощью постфикса ենի [-eni], который имеет значение принадлежности к чему-либо.
Слово буквально означает то, что принадлежит отцам. Учитывая переносное значение слова — родной, любимый, можно сделать вывод, что hayreniq — что-то родное, что принадлежало отцам, что передается по наследству от предков, родная земля. 

 

Люсинэ Туманян, Ахтала, Бумага, пастель, 2023.

 

Семья — общество

Одна из ключевых тем в армянской культуре — значение семьи для человека. На выставке этот раздел представлен работами художницы из Владикавказа Моники Аветисян. Она работает в графических техниках: использует как традиционные материалы — тушь, перо, гелевую ручку, так и новые цифровые технологии. Художница обращается к армянским традициям, знакам и символам.

Одним из ключевых концептов мировидения армян является понятие «семья». Об этом свидетельствует большое количество пословиц и поговорок, отсылающих к родственным взаимоотношениям. Армянский фольклор отражает значимость создания семьи. Одиночество осуждается и в армянской культуре считается присущим только Богу. Մենակությունը միայն Աստծուն է տված [Menakut’yuny miayn Asttsun e tvats] — «Одиночество подобает только Богу».

В армянскую «семью» входят как ближайшие родственники: бабушки, дедушки, мать, отец и их дети, проживающие в одном доме, так и все кровные родственники по боковой линии вне зависимости от их места проживания.
Главой семьи признается муж տան ղեկավար [tan ghekavar] — хозяин дома. Но несмотря на это, переступая порог дома, он подчиняется порядку, установленному տան տիկին [tan tikin] — госпожой дома. То есть у армян женщина руководит внутренним пространством дома, мужчина — внешним.
Особое место в армянском фольклоре уделяется матери. Она защищает и оберегает, заботится о своих детях, дарит им тепло. Рождение детей считается Божьим даром и в русской, и в армянской культурах. Пословицы о воспитании детей утверждают, что воспитанный, порядочный и благородный ребенок является гордостью своих родителей.

 

Моника Аветисян, Фата, Бумага, гелевая ручка, 2017

 

Наследие — быт

О бытовой повседневности расскажут работы Софьи Аваковой, в которых она передаёт ощущения, связанные с детством в Армении. Картины художницы визуально отражают смешение двух культур: армянской и русской.

Армянские пословицы и поговорки, рассказывающие о быте и труде, свидетельствуют о том, что труд является одной из главных ценностей в жизни армян. 

Отношение к труду отражено не только в афористическом наследии, но и в эпосе. В сказке «Анаит» главная героиня произносит такие слова: «Сегодняшний господин — завтра может стать слугой. Ремеслом должен владеть каждый, будь он царь или слуга». В этих словах сосредоточен главный моральный посыл сказки — необходимость владения каким-либо ремеслом. Трудолюбие находит отражение в государственных символах Армении. Пшеничные колосья на гербе, а также один из цветов флага — оранжевый — означают созидательный талант народа.

Важны и сами продукты ремесленной деятельности: с трепетом армяне относятся к собственноручно созданным предметам декоративно-прикладного искусства, посуде и, конечно, к еде. Благоговейное отношение к хлебу — одна из наиболее устойчивых традиций армянской культуры. О значимости хлеба в жизни армян говорят не только многочисленные пословицы, связанные с ним, но и то, что слова «завтракать», «обедать» или «ужинать» часто заменяют словами հաց ուտել [hats utel] — есть хлеб. 

 

Софья Авакова, Толма, Смешанная техника, 2024

 

Память

Размышления о судьбе, отношениях человека с другими людьми и самим собой творчески представляет художник Тигран Сарапян. Большое влияние на технику исполнения его графических работ, выбор тем и персонажей оказала профессия архитектора.
Армянский фольклор отражает представления о жизни в принципе: говорит о взаимоотношениях, самопознании, памяти, душе. Через слово возможно увидеть внутренний мир носителя языка.
В армянском языке присутствуют слова с компонентом «душа», которые не имеют аналогичных слов или выражений в русском языке. Но в армянскую «душу» также можно влезать, ее можно открывать и закрывать, она может быть глубокой или пустой. Հոգին մտնել [hogin mtnel] — войти в душу, սիրտը բացանել [sirty bats’anel] — открывать сердце (душу).

 

Тигран Сарапян, Письма римскому другу, Серия «Иллюстрации к Бродскому», Бумага, сухая кисть, 2023

 

Орнамент

Отличительной чертой армянского изобразительного искусства является орнамент — узор, состоящий из повтора или чередования определенных элементов. 

Принятие христианства в Армении обусловило необходимость в создании армянской письменности. Национальный армянский алфавит был создан в начале V века нашей эры. С его появлением в армянских средневековых рукописях стала развиваться и орнаментика. Узоры украсили титульные листы, миниатюры и их рамки. 

Армянские художники и сейчас часто обращаются к орнаментальному искусству. Таким образом, орнамент приобретает новое значение в современном контексте. 

 

Дельфи Геворкян, Орнамент, Бумага, карандаш

 
«От линий к слову»: армянский устный фольклор