Горки vs Кандинский: дуэль абстракций

Аршил Горки и Василий Кандинский — два имени, неразрывно связанные с историей абстрактного искусства. В статье «Василий Кандинский и Аршил Горки: диалоги и противоречия» Н.В. Фёдорова анализирует влияния, параллели и отличия в творчестве этих мастеров. Основываясь на исследовании Фёдоровой и цитируя её работу, мы погрузимся в сложный мир абстракции Кандинского и Горки, чтобы понять природу этого уникального художественного взаимодействия. А в конце вас ждёт тест: сможете отличить их полотна?
Аршил Горки (1904–1948) — один из основоположников абстрактного экспрессионизма
Трагическое детство: Восданиг Мануг Адоян, будущий Аршил Горки, родился в селе Хорком (Османская империя). Он пережил ужасы Геноцида армян, потеряв близких и став свидетелем нечеловеческой жестокости. Его мать умерла от голода на его руках в 1919 году. Эти травматические события глубоко повлияли на всю его жизнь и творчество. В 1920 году он эмигрировал в США вместе с сестрой.
Новое имя: Приехав в Америку, он взял себе псевдоним Аршил Горки — в честь известного русского писателя Максима Горького, символизирующего для него силу духа и борьбу за справедливость. Новое имя стало началом новой жизни, попыткой оставить позади трагическое прошлое и обрести новую идентичность в чужой стране.
Самоучка: Несмотря на отсутствие формального художественного образования, Аршил Горки проявил исключительный талант и упорство в освоении живописного мастерства. Он самостоятельно изучал работы старых мастеров, современные художественные течения, постоянно экспериментировал с техникой и стилем, что позволило ему стать одним из ведущих американских художников XX века.
Основоположник абстрактного экспрессионизма: Яркие, эмоциональные работы Горки, наполненные биоморфными формами и динамичными линиями, стали предвестниками абстрактного экспрессионизма — одного из важнейших течений в американской живописи послевоенного периода. Его инновационный подход к цвету и композиции оказал влияние на целое поколение художников.
Трагический конец: Последний год жизни Аршила Горки был омрачен чередой трагических событий, которые, вероятно, и привели к его самоубийству 21 июля 1948 года. Пожар уничтожил его студию и множество работ, художник перенёс операцию (у него обнаружили рак), после он попал в автомобильную аварию, в результате которой лишился возможности рисовать из-за повреждённой правой руки, и, наконец, жена ушла от него, забрав детей. Эти удары судьбы, усугубленные травмами детства, повергли Горки в глубокую депрессию.
Василий Кандинский (1866–1944) — один из основоположников абстракционизма
Начало пути: Василий Кандинский родился в Москве, но детство провёл в Одессе. Получил юридическое образование в Московском университете, успешно защитил диссертацию и начал преподавать. Однако в 30 лет, посетив выставку французских импрессионистов и увидев картину Клода Моне «Стог сена», Кандинский принял радикальное решение оставить многообещающую карьеру юриста и полностью посвятить себя живописи. Он отправился учиться в Мюнхен.
Теоретик искусства: Автор основополагающих трудов по теории абстрактного искусства — «О духовном в искусстве» (1910) и «Точка и линия на плоскости» (1926). В «О духовном в искусстве» Кандинский исследует связь цвета и формы с эмоциональным и духовным миром человека, обосновывая необходимость отказа от предметности в живописи. «Точка и линия на плоскости» — аналитическое исследование базовых элементов живописного языка, их взаимодействия и влияния на зрителя в контексте абстрактного искусства. Эти книги оказали огромное влияние на развитие абстрактного искусства и художественной мысли XX века.
Основоположник абстракционизма: Принято считать, что именно Василий Кандинский стал первым художником, создавшим полностью абстрактную картину, полностью отказавшись от изобразительности в своих работах. Он стремился выразить внутренний мир и духовные переживания через композиции из чистых цветов, линий и форм, не привязанных к внешнему миру. Его работы стали революционным шагом в истории искусства, открыв путь для развития абстракционизма.
Синестезия: Кандинский обладал синестезией — неврологическим феноменом, при котором раздражение одного органа чувств вызывает ощущения, характерные для другого. В случае Кандинского, он воспринимал цвета как звуки, формы как музыкальные аккорды. Это необычное восприятие мира оказало глубокое влияние на его творчество, позволяя ему создавать живописные «симфонии» и «композиции», наполненные цветом и динамикой.
Кандинский, русский художник и теоретик искусства, стоял у истоков абстракционизма. В период с 1910 по 1913 год он разрабатывал принципы нового искусства, стремясь изобразить природу не такой, какой она выглядит, а такой, какой её воспринимает «внутренний глаз», «око сознания». Увлечение теософией и антропософией повлияло на его мировоззрение и, как следствие, на творчество. Кандинский черпал вдохновение в «духе вещей», создавая поэтическое, метафорическое искусство, освобожденное от уз повествовательности.
«Разработав принципы абстрактной живописи в период с 1910 по 1913 год, Кандинский изображал природу такой, какой её мог бы увидеть «внутренний глаз», <…> благодаря которому мы осязаем не сами вещи, а дух вещей» (из статьи «Василий Кандинский и Аршил Горки: диалоги и противоречия» Н.В. Фёдоровой).
Горки, американский художник армянского происхождения, также пришёл к абстракции, но его путь был иным. Трагические события детства, связанные с Геноцидом армян, навсегда оставили след в его душе и нашли отражение в его искусстве. Мир живописи Горки соткан из воспоминаний, фантазий, боли и ностальгии. В отличие от Кандинского, искавшего духовное познание мира через абстракцию, Горки стремился к эмоциональному освобождению, к выражению глубинных, порой мучительных переживаний.
«Если принять за аксиому, что в работах сюрреалистов иносказательно отражались их тайные мысли и желания, страхи и фантазии, воспоминания и сны, то образный ряд произведений Аршила Горки как нельзя лучше вписывается в сюрреализм» (из статьи «Василий Кандинский и Аршил Горки: диалоги и противоречия» Н.В. Фёдоровой).
Несмотря на различие мотиваций, в работах обоих художников можно найти общие черты. И Кандинский, и Горки использовали биоморфные формы, яркие цвета, стремились выйти за рамки предметного мира и обратиться к внутреннему ландшафту человека. Оба были новаторами, расширявшими границы живописи. В случае с Кандинским это было стремление к духовности и гармонии, выраженной через абстрактные формы и цвета. Горки же использовал абстракцию как инструмент для выражения сложных эмоций, травм и личных переживаний.
«В полной мере влияние Кандинского проявляется в 1943–1944 годах, хотя достоверно известно, что американский художник был знаком с творчеством авангардиста гораздо раньше. Однако именно в программных работах Горки 1943–1944 годов — «Водопады на реке Хусатоник» из частной коллекции, «Воды цветочной мельницы» из Музея Метрополитен и «Печень как петушиный гребень» из Художественной галереи Олбрайт-Нокс в Буффало — можно обнаружить прямые параллели с работами Кандинского.
Аршил Горки. Воды цветочной мельницы. 1940-е. Источник
Аршил Горки. Печень как петушиный гребень. 1944. Источник
Цвет в этих картинах приобретает интенсивность и нюансировку, характерную для произведений Василия Кандинского, известного своей теорией цвета, а также насыщенным и одновременно тонким колоритом. Кроме изысканных цветовых сочетаний Кандинского, Аршил Горки заимствует и ощущение переменчивости форм, и способ, благодаря которому цветовые пятна зачастую отделяются от линии. Более всего «Воды цветочной мельницы» и «Печень как петушиный гребень» созвучны композициям Кандинского 1911–1913 годов, в которых присутствуют округлые и овальные пятна чистого цвета, подобные облакам, а также призрачные образы, в которых едва угадываются очертания узнаваемых фигур и объектов. Также композиция «Водопад» из Галереи Тейт в Лондоне и продолжающие ту же тему полотна «Водопады на реке Хусатоник» и «Золотисто-коричневая картина» характеризуются скоплением округлых форм, смутно напоминающих антропоморфные силуэты или мотивы пейзажа. Они подобны изображениям в произведениях Кандинского, например, изогнутым очертаниям гор в «Импровизации № 30 (Пушки)» 1913 года. Как и у Кандинского, в верхней части двух картин Горки присутствуют «стрелы», похожие на ростки формы, пересекаемые черными линиями. В нижнем левом углу обеих картин есть элементы, направленные вверх по диагонали, как будто перед нами скала, с вершины которой срываются бурные потоки воды. На картине Кандинского в очертаниях этого элемента, в свою очередь, угадывается фигуративный мотив — пушка. Подобно ранним импровизациям Кандинского, образы Аршила Горки не всегда и не вполне идентифицируемы, и порой даже более абстрактны, чем у Кандинского» (из статьи «Василий Кандинский и Аршил Горки: диалоги и противоречия» Н.В. Фёдоровой).
Одним из ключевых моментов, связывающих творчество Кандинского и Горки, является их взаимодействие с сюрреализмом. Кандинский, переехав во Францию после прихода нацистов к власти, сблизился с кругом сюрреалистов — Жаном (Гансом) Арпом, Андре Бретоном, Максом Эрнстом и Жоаном Миро. Под их влиянием в его работах появились органические формы, напоминающие микроорганизмы. Исследователи причисляют эти работы к сюрреализму. Горки также был близок к сюрреалистам, но его отношение к ним было сложным и противоречивым. Он восхищался творчеством Миро и ценил внимание Бретона, но он критиковал метод «автоматического письма», считая, что спонтанность без сознательности приводит к хаосу и отрицает эстетическое начало в искусстве.
«Cюрреалисты кажутся мне интересными, но наши взгляды на жизнь и на искусство довольно сильно разнятся, потому что у нас совершенно разное происхождение. Их идеи, — писал он в письме к сестре, — довольно странные и несколько легкомысленные, почти игривые. Они в самом деле не так серьёзно относятся к живописи, как мне бы хотелось. Искусство всегда должно быть серьёзным, без сарказма, комедии. Нельзя смеяться над тем, что любишь».
Тем не менее, именно контакт с сюрреализмом помог Горки найти свой уникальный стиль. Он обратился к личным переживаниям и воспоминаниям, сделав их главным источником вдохновения. Серия работ «Сад в Сочи» (1940-1941), посвященная детству в Армении, стала важной вехой в его творчестве.
Кандинский же, разрабатывая свою теорию абстрактного искусства, подчеркивал важность импровизации и музыкальности. Он считал, что зритель должен воспринимать картину как «графическое изображение настроения», а не как изображение предметов. В этом смысле он предвосхитил как сюрреалистов, так и абстрактных экспрессионистов.
«Метод Кандинского — это, прежде всего, импровизация <…> Василий Кандинский, который впервые использовал термин «абстрактный экспрессионизм» в 1910 году <…> обращает внимание на непосредственную связь между абстрактным экспрессионизмом и импровизацией в музыке. По мнению Кандинского, «зритель должен научиться смотреть на картину как на графическое изображение настроения, а не как на изображение предметов».
Таким образом, творчество Кандинского и Горки представляет собой два разных пути в абстрактном искусстве. Кандинский шёл от теории к практике, стремясь к духовности и гармонии. Горки же шёл от личного переживания к абстракции, используя её как способ выразить чувства и эмоции. И хотя их подходы различались, оба художника внесли огромный вклад в развитие абстрактного искусства, обогатив его новыми идеями и формами. Их творческий диалог продолжается и в наши дни, вдохновляя новых художников и зрителей.
[Если тест не появляется сразу, пожалуйста, перезагрузите страницу]