Hayasa Motors: мотоциклы с армянским акцентом   

Hayasa Motors: мотоциклы с армянским акцентом   

Косуха, берцы, бандана и кастет – таков собирательный образ байкера. Тем не менее, подобное представление часто противоречит реальному. Что же на самом деле известно об армянских мотоциклистах и какова культура вождения мотоцикла в стране? Чем отличается байкер от обычного водителя, райдера или профессионального кроссмена. И откуда появились мотоциклы отечественной сборки — в материале специального корреспондента Армянского музея Москвы Мариам Кочарян. 

На фото: Норайр (слева) — один из первых байкеров Армении. © Мариам Кочарян

На фото: Норайр (слева) — один из первых байкеров Армении. © Мариам Кочарян

«Армяне не жалуют армянское» 

«Когда мы начинали, в стране насчитывалось не более двадцати байкеров. До ста даже не доходило», — вспоминает менеджер самого известного магазина мотоциклов в Армении Рене Киракосян. Он рассказывает, что первыми покупателями двухколесного транспорта в Ереване стали доставщики еды и продуктов. Использование мотоциклов позволяло в разы снизить расходы компаний на топливо и сэкономить время трансфера за счет объезда пробок.  

Мотошоп. Фото из архива Анны Унанян

Мотошоп. Фото из архива Анны Унанян

«Мы воспринимаем мотоциклы не как вид спорта, а просто средство передвижения. Хотим, чтобы люди относились к байкам как к обычному транспорту. Так заведено во всей Европе. Почему же и нам не перенять этот опыт», — задается вопросом Рене.   

Он делится воспоминаниями о том, как в 2008 году его отец долго не мог найти шлем для новоприобретенного мотоцикла. Купить экипировку для комфортной и безопасной езды в Ереване было просто невозможно. Пришлось искать через сервисы объявлений в интернете. В это время и появилась идея о продаже мотоциклов, которая позже трансформировалась в создание Hayasa Motors. Так, официально мотосалон был открыт в ноябре 2011 года.  

Мотоциклы Hayasa. Источник: drive2.ru

Мотоциклы Hayasa. Источник: drive2.ru

«Наша история началась с импорта всего четырех мотоциклов из Ирана. И лишь в 2016 году мы рискнули и зарегистрировали собственный бренд. Сейчас у нас представлено более 8 моделей Hayasa. Первые два года мы сотрудничали только с Тегераном. Теперь частично привозим запчасти из Индии и Китая. У нас также есть байки стопроцентной сборки, но в основном, мы работаем с международными партнерами. Семьдесят процентов — импортный товар, тридцать — наш. Также мы предоставляем услуги по круглосуточному ремонту техники», — подключается к беседе Анна Унанян, директор мотосалона. 

В разговоре она подчеркивает, что название бренда возникло не случайно. Хайаса — это древнее дохристианское государство в Армянском нагорье, упоминающееся в клинописных текстах в период с XVI по XIII веков до нашей эры. 

Инструменты для ремонта мотоциклов. Из архива Анны Унанян

Инструменты для ремонта мотоциклов. Из архива Анны Унанян

Несмотря на принятый вектор в сторону патриотичной идеологии бренда, Анна то и дело негодует на неуважительное отношение местного населения ко всему, что связано с отечественным производством. По её словам, некоторые мотоциклисты часто стирают название и логотип вместе с флагом из-за армянского происхождения. При этом, число покупателей Hayasa с каждым годом растет. 

«Стереотипы мешают полноценно развиваться. Есть люди, которые с гордостью покупают наши байки, но есть и те, кто тут же удаляет гравировку. Как известно, армяне не жалуют армянское. Хотя на первый взгляд, это не заметно», — сетует Анна.

Также Анна признается, что в первый год открытия мотошопа, местные зеваки заходили в салон с ухмылкой на лицах, спрашивая: «А гробы в подарок не завернете?»  

В мотосалоне уверены, что культура вождения в Армении находится на довольно низком уровне. Однако за годы существования мотошопа, владельцам все же удалось изменить «штампы в сознании» определенного количества населения и стать лидером отечественной мотокультуры.  

Мотоциклы Hayasa. Источник: drive2.ru

Мотоциклы Hayasa. Источник: drive2.ru

«Среди наших покупателей есть в буквальном смысле все слои общества: врачи, ремесленники, артисты, земледельцы, строители, политики, юристы. Разных возрастов и национальностей. Нет никакого собирательного образа армянского мотоциклиста. Это тоже очередной стереотип. Единственное, что их объединяет — это, наверное, любовь к свободе и толика безумия. К слову, девушки тоже активно интересуются покупкой мотоциклов», — рассказывает Анна.

Важно отметить, что на протяжении последних двух лет представители Hayasa Motors участвуют в организации международного мотофестиваля Biker Zone Armenia.  

«Откровенно говоря, мы далеко не единственные и даже не первые в продвижении мотокультуры в стране. Мы просто те, кто решился создать свой бренд под армянским флагом и несмотря ни на что выжили за все десять лет непростого существования», — подытоживает директор.  

Мотоцикл Hayasa. Источник: drive2.ru

Артем Жамхарян: «Байк — это стиль жизнь»

«Я всегда мечтал иметь мотоцикл, но даже и не думал, что буду в них разбираться. Тем более, заниматься разборкой и сборкой своего первого байка», — начинает беседу Артем Жамхарян.  

Мужчина работает в мотосалоне автомехаником. Занимается ремонтом поломанных, а иногда и вдребезги разбитых мотоциклов и скутеров. Однако дело свое пыльным не считает. Признается, что байк — это не работа, а стиль жизни и доступный способ увидеть мир. 

«Чувство свободы у меня осталось еще с моего рокерского прошлого. Не обязательно иметь мотоцикл, чтобы повышать самооценку или ощутить независимость. Я просто по-настоящему увидел свою страну только тогда, когда у меня появился двухколесный друг», — признается Артем.   

В местной тусовке он новичок. Стаж небольшой — пять лет. Тем не менее, к нему за советом и помощью обращаются байкеры со всей страны. 

Артем Жамхарян у входа в мотошоп. © Мариам Кочарян

Артем Жамхарян у входа в мотошоп. © Мариам Кочарян

«Есть люди-юзеры, то есть потребители, а есть те, кто действительно владеет своей техникой. Надо понимать, на чем ты ездишь. Не важно сколько стоит твой байк, важно какой ты водитель», — убеждён Артем. 

В беседе Артем часто употребляет термин «мотобратство». По его словам, езда армянских водителей напоминает «хаотичное броуновское движение», поэтому говорить о какой-либо толерантности на дорогах не имеет смысла.  

«Обычно, когда один мотоциклист видит другого, они здороваются — сигналят друг-другу. В Индии, допустим, такого понятия нет, потому что почти все население либо на скутерах, либо на мопедах. Но мы должны соблюдать это правило, чтобы выделяться на шоссе, чтобы снизить количество аварий. Признаться честно, меня сильно злят водители крутых байков, которые не считают нужным сигналить своим собратьям на бюджетных моделях». 

Ко всему прочему, Артем уверен, что главное при вождении двухколесного транспорта избавиться от навязчивого правила военного летчика.  

«Важно раз и навсегда понять, что не все хотят тебя сбить с пути. Даже на дорогах Армении, где водители часто конкурируют между собой не по уровню вождения, а просто по марке транспорта», — резюмирует Артем.

Артак Аветисян 

Артак — самый молодой профессиональный мотогонщик Армении. Ему двадцать восемь лет. С двенадцати — умело управляет байком. Начиная с семнадцати — занимается мотокроссом — гонками на спортивных мотоциклах с естественными и искусственными препятствиями. 

Артак Аветисян. Фото: из архива Артака Аветисяна

Артак Аветисян. Фото: из архива Артака Аветисяна

«Мой отец советский чемпион спидвей [один из видов мотоциклетного спорта. — Прим. ред.]. Он увлекался очень редким спортом в СССР — мотогонками. Сейчас это направление развито в Европе и немного в России. В Армении такого понятия уже нет. Мотокросс в нашей стране почти умер. Хотя он старше, чем известный на весь мир Мото Джипи» [MotoGP – Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. — Прим. ред.]

По словам Артака в стране осталось не более 20 мотогонщиков. Новичков нет, потому что нет как таковой культуры вождения кросса. Тем не менее, во времена Советского Союза Армения входила в Международную мотокроссовую ассоциацию и была одним из лидеров гонок в Закавказье.  

«В Союзе мотокросс был очень развит. Были хорошие гонщики, которые представляли Армению. Гонщики — в том числе из-за рубежа. Однако сейчас направление умирает. Нужны не только сноровка, выносливость, дух, но и финансовые инвестиции. Нужны новые кадры. А у нас остались только сорокалетние и шестидесятилетние профессиональные гонщики», — обрисовывает обстановку Артак.  

Свой первый титул Артак получил одиннадцать лет назад во время первой гонки среди юниоров. Остальные победы ему приходится вспоминать, что дается с трудом, так как он принимал участие в большом количестве различных дорожных соревнований. 

«Мотокросс держится за счет простых энтузиастов. Каждый год мы тратим из своего кармана для поддержания участников две-три тысячи долларов. И все это только для того, чтобы этот вид спорта не исчез окончательно. Большую часть средств мы расходуем на приобретение дорогостоящей техники, которая подвержена постоянной ломке. А ремонт, как известно, стоит немалых средств», — говорит Артак.

Biker Zone Armenia  

На фото: Артак Рштуни (второй справа) с участниками конференции. © Мариам Кочарян

На фото: Артак Рштуни (второй справа) с участниками конференции. © Мариам Кочарян

Один из главных энтузиастов — Артак Рштуни, помогающий поддерживать мотокультуру в стране на официальном уровне. Два года назад он создал и возглавил общественную некоммерческую организацию, продвигающую идеи мотобратства в Армении и за ее пределами под названием Biker Zone Armenia

По роду деятельности Артак занимается архитектурой. Однако идея открытия байкерского фестиваля преследовала его долго — семнадцать лет.  

«Я езжу на мотоцикле с 2001 года. Для меня было важным объединить наших ребят и доказать международному сообществу, что армянские байкеры, пусть в малом количестве, но существуют. Мы есть», — говорит Артак.

Буклет акции «Осторожно — мотоцикл». © Мариам Кочарян

Буклет акции «Осторожно — мотоцикл». © Мариам Кочарян

В прошлом году Артак провел первый масштабный мотофестиваль в Армении.   

«Это был не просто слет байкеров, но прежде всего открытая площадка для общения и обмена опытом с ближним зарубежьем. Мы хотим, чтобы нас стало больше, соответственно, нам нужна поддержка и узнаваемость», — говорит о миссии армянских байкеров Артак. 

В конце интервью Артак вручает мне ярко желтый буклет со значком мотоциклиста на оборотной стороне. Он объясняет, что это армянский вариант известной на весь мир акции — «Осторожно мотоцикл!». Его цель — привлечь внимание автомобилистов к водителям двухколесного транспорта, тем самым снижая количество автокатастроф. 

Слет байкеров. © Мариам Кочарян

Слет байкеров. © Мариам Кочарян

«Когда автомобилист смотрит в зеркало, он подсознательно ищет другую машину.  Такое поведение на дороге провоцирует аварии с мотоциклистами. А все из-за того, что водитель просто не видит мотоцикл. Его глаз не привык к этому. Поэтому мы создали яркий стикер с хештегом и QR-кодом для того, чтобы повысить уровень толерантности между разными водителями на дорогах. Все это напрямую влияет на качество вождения». 

Вход на конференцию. © Мариам Кочарян

Вход на конференцию. © Мариам Кочарян

Напомним, что первый международный мотофестиваль — The Heartbeats of mountains [«Сердцебиение гор» – Прим. ред.] состоялся в августе прошлого года. Организаторы планируют популяризировать мероприятие, привлекая международных партнеров и участников по всеми миру. По данным председателя Biker Zone Armenia всего в стране насчитывается до пятисот профессиональных байкеров и мотоциклистов. И эта цифра с каждым годом растет.  

Журналист Мариам Кочарян специально для Армянского музея Москвы

На обложке: Артак Аветисян. Фото: из архива Артака Аветисяна

Hayasa Motors: мотоциклы с армянским акцентом