Анклав моего сердца: немецкий индастриал и Армения

Анклав моего сердца: немецкий индастриал и Армения

Немецкая группа с непроизносимым названием Einstürzende Neubauten («Разрушающиеся Новостройки») ― одна из главных в жанре индастриал. Армянская музыка была для них источником вдохновения с самых ранних альбомов. Композиция Nagorny Karabach («Нагорный Карабах») — один из легендарных треков мировой экспериментальной сцены. В этой статье мы поговорим об армянских мотивах в музыке Einstürzende Neubauten.

Жанр индастриал (от англ. Industrial ― промышленный) появился в конце 70-х годов и отличался использованием немузыкальных, резких звуков (например, шума поездов, скрежета железа и звука токарных станков). Он объединяет протест панка, электронику, рок и авангардные музыкальные инструменты, которые часто создавали из подручных материалов сами участники групп. Для индастриала характерны экспериментальное, мрачное звучание и провокационные темы. В нем важен эстетический протест: радикальные идеи, искажение мелодичности, сложный для восприятия звук.

Немецкая группа Einstürzende Neubauten («Разрушающиеся Новостройки») ― одна из главных для всего жанра индастриал. Она собралась в 1980 году в Западном Берлине. Их ранние альбомы сложно слушать неподготовленному уху: в дебютном студийном альбоме Kollaps («Коллапс») практически нет мелодических фрагментов, он состоит из индустриальных шумов, криков и декламаций. Основатель группы Бликса Баргельд спустя годы шутил, что источником оригинального звучания группы был в те времена недостаток инструментов и музыкальных навыков.

Обложка альбома Kollaps, 1981. Фото: post-punk.com

Неожиданно тема Армении оказалась одной из любимых для участников Neubauten. Первая «армянская» песня, которая так и называется, Armenia, вышла в их третьем альбоме Zeichnungen Des Patienten O. T. («Рисунки пациента О.Т.»). Она звучит тяжело, как и все ранние записи группы. Бликса, комментируя этот альбом позже, говорил, что в этой композиции он пытался передать то, что значила для него армянская музыка на тот момент. Сэмпл в этом треке ― армянская народная песня: Toun en Kilkhen Imastoun Yes («Ты мудр с тех веремен»).

Армянская песня Toun en Kilkhen Imastoun Yes в исполнении Каро Закаряна

Текст песни краткий, поэтический и пугающий. В нем много больших образов: горы, их древность, спящая опасность, возможность трагедии, постоянный потенциал катастрофы.

Не дает покоя человеку
Только один вопрос:
Живы ли все еще вулканы?

Живы ли еще вулканы?
Пожалуйста, не расстраивай меня!
Я снова поверил в вуду —
Так что втыкай иголки в телефонную книгу.

Живы ли еще вулканы?
Я знаю, ты меня не разочаруешь.

Вторая песня вышла на год позже в составе альбома 2X4. Она называется Armenisch Bitter («Армянская Горечь»). В ней ― уже немного более мелодичной ― можно услышать дудук.

Главная «армянская» композиция Einstürzende Neubauten — песня Nagorny Karabach («Нагорный Карабах»). Она вышла в 2007 в составе альбома Alles wieder offnen («Все снова открыто»). С течением времени творчество Neubauten сильно изменилось: они отошли от классического индастриала к более мелодичным, спокойным композициям. Среди них Nagorny Karabach ― одна из самых красивых.










































































Из текста песни:

Город лежит в тумане.
Я стою на моей горе
В моем черном саду
Зажат между небесами.

В анклаве моего выбора,
Где я прячусь.
В Нагорном Карабахе.

Прежде здесь были глубокие леса,
Горные хребты, возможно, покрытые льдом.
Латунно-желтое солнце…

Бликса Баргельд так рассказывал о том, почему решил писать об Арцахе:

«У меня в голове была одна абсолютно невероятная книга Рышарда Капущинского “Империум”. Там есть одна история о том, как он переоделся в военного летчика, чтобы его пустили на самолет в Армению, в Нагорный Карабах. И у него есть фальшивый паспорт, торчащий из кармана, чтобы все думали, что он русский: “Надеюсь, никто не будет говорить со мной, потому что я не говорю по-русски”. Он едет, встречает на месте карабахских партизан. И засыпает. А утром открывает окно и понимает, что это одно из самых красивых мест, где он когда-либо был».

«Вся история о том, как ты сидишь в аэропортах, маскируешься под кого-то, кем не являешься, а потом попадаешь в место, прекраснее которого нет. Он говорит: “Оно похоже на рай”».

Бликса Баргельд писал музыку про Геноцид — композиция Armenian Massacre вышла в составе альбома Lament («Плач»). Однако Арцах стал для Бликсы не только территорией со всей ее тяжелой историей, но и важной метафорой. С одной стороны, это рай, который открывается, когда вся ложь исчезает, как сон. С другой ― это анклав, место, которое не принадлежит тому, что его окружает.

«Я думал о том, что родился в анклаве. Я вырос в Западном Берлине. И когда он закончился, я отправился в другой анклав, которым мне всегда казался Сан-Франциско: анклав внутри страны, который ничего не имеет общего со всем остальным вокруг».

В анклаве моего сердца,
Где я теряю себя.
В Нагорном Карабахе.

Приходи как-нибудь ко мне в гости,
Времени у меня сколько угодно.
И отсюда ― самый прекрасный вид
На тучи и город.

В Нагорном Карабахе
Нагорный Карабах
Нагорный Карабах


Анклав моего сердца: немецкий индастриал и Армения