Скульптор Гарегин Давтян: «Мне 66 лет и я хожу с военным билетом в кармане»

Скульптор Гарегин Давтян: «Мне 66 лет и я хожу с военным билетом в кармане»

В самом начале войны автор Армянского музея Москвы Кари Амирханян поговорила со скульптором Гарегином Давтяном о соборном свойстве армянской нации, добровольцах Арцаха и современном искусстве как «действующей в параллельном мире модели космоса».

© Гарегин Давтян

© Гарегин Давтян

Скульптура — это не дидактика, не чистый размер, это состав и ритм психологии мастера и социума, в котором он работает. В своих работах Гарегин Давтян выявил свой талант скульптора, умеющего совместить монументальность и иронию, условность и психологизм. Он сводит форму к минимуму, довольствуясь гладкими объемами простейших геометрических очертаний. Таким образом, он как бы  демонстрирует всю условность, неадекватность мира, в котором живет, создавая новую систему, новый подход в скульптуре, активно используя авангардные формы, освобожденные от натурального бытовизма. 

На всем, что делает этот зрелый мастер современной скульптуры, лежит печать широких и весомых обобщений. 

Гарегин Давтян. «Женщина на черепахе». Фото из архивов Гарегина Давтяна

Гарегин Давтян. «Женщина на черепахе». Фото из архивов Гарегина Давтяна

Кари Амирханян: Огюсту Родену принадлежит фраза: «Художник подает великий пример». Мы все сейчас вовлечены в начавшуюся войну в Нагорном Карабахе. Безучастных и безразличных нет. Каков ваш пример, как художника, скульптора, преподавателя?

Гарегин Давтян: Считается, что художник живет в своем обособленном мире, вне быта, вне политики. В каком-то смысле он даже эгоистичен и не пустит всякого в пространство, где творит. Но при всем этом, при всей своей независимости, человек искусства должен быть патриотом и иметь свою гражданскую позицию. И в случае серьезных катаклизмов, войн, он обязан быть в авангарде. 

К.А.: Кто же ему внушил эти обязательства? 

Г.Д.: Художник интуитивно схватывает импульсы, идущие сверху. Не зря ведь говорят, что художник ближе к Богу. Человек от искусства наполовину осознанно, наполовину интуитивно берет на себя миссию — нести людям добро, свет. Художник — это состояние души, это призвание. Именно поэтому художником не становятся и не обретают таким образом профессию. И если, по определению, профессия — это совокупность определенных навыков и умений, то художник — это сословие, где есть не только свои привилегии, но и обязательства. 

Я — преподаватель, и если все мои ученики пошли на передовую, я обязан быть с ними. Моя ответственность за них должна быть проявлена и на войне тоже. 

Гарегин Давтян. «Тигран Великий». Фото из архивов Гарегина Давтяна

К.А.: Знаю, что вы в первый же день войны записались в добровольцы.

Г.Д.: Откуда вы это знаете? 

К.А.: Вычислила.

Г.Д.: Мне 66 лет, и я хожу с военным билетом в кармане. Когда вызвался добровольцем в ополчение, мне сказали — де, возраст не тот, и не дай Бог, чтобы пришло время, когда вы понадобитесь. Но в старики меня еще рано записывать: я и стрелять могу, и голова на месте. 

К.А.: Нынче армянские мужчины оказались в мейнстриме — все мысли и поступки связаны с войной. У меня такое чувство, что они на подсознательном уровне шли к этому.

Г.Д.: Это свойство нашей нации. В самых критических ситуациях происходит сильнейшая метаморфоза: все плохое забывается и остается неистребимое желание собраться и быть единым организмом для воплощения конкретной идеи. Сегодня эта идея более чем конкретная — выживание нации. Это удивительный феномен — умение собраться, сжаться в единый кулак перед лицом опасности и добить врага. Но я не ставлю здесь гендерного различия. На не меньший подвиг способны и армянские женщины. Происходящее — явное тому подтверждение.  

Гарегин Давтян «Марианна». Фото из архивов Гарегина Давтяна

Гарегин Давтян «Марианна». Фото из архивов Гарегина Давтяна

К.А.: Нынче мир становится более единым, что ли, унифицируется современный тип красоты. Какова ваша формула красоты?

Г.Д.: Истинная красоты не имеет ничего общего с модными нынче параметрами, так называемыми трендами. Формула красоты, конечно же, в гармонииСам мир гармоничен: природой все продумано до мельчайших подробностей, деталей. Существует такое понятие — эргономика — соответствие состояния человека к окружающей среде, которое без гармонии невозможно. Красота же — это активная рабочая категория воздействия окружающей среды на человека. Бывает, казалось бы, в обычном  кленовом листе, лежащем на земле, ты замечаешь сумасшедшей красоты гармонию, соответствие. И нет этой красоте ничего равного — красоте, созданной Природой. 

Гарегин Давтян «Раненный Кентавр». Фото из архивов Гарегина Давтяна

Гарегин Давтян «Раненный Кентавр». Фото из архивов Гарегина Давтяна

К.А.: Натура обычно помогает скульптору в процессе работы. Как вы думаете, когда художник или скульптор должны оторваться от нее?

Г.Д.: Натура — это все та же природа. Это еще и способ, информация, которые ты можешь либо использовать, либо не использовать, либо использовать частично. Взять хотя бы Микеланджело Буонаорроти. Он настолько досконально проштудировал анатомию, что при работе над Сикстинской капеллой не пользовался натурой. Все изученное им он пропускал через себя. И создавал свои великолепные рисунки, которые отчасти воплотились в его скульптурах. Но при этом старик-Микеланджело был большим выдумщиком — он придумывал мышцы, лишние узлы, разворачивая образ изнутри. Но при этом какая выразительность,  убедительность! 

Гарегин Давтян. «А дама в шляпе…». Фото из архивов Гарегина Давтяна

Гарегин Давтян. «А дама в шляпе…». Фото из архивов Гарегина Давтяна

К.А.: Художнику не всегда удается благополучно избежать влияния великих. Когда вы обрели свой «слог» в творчестве? 

Г.Д.: Скульпторы — «долгожители» в искусстве. В этой области такое огромное количество информации, что, скажем, в 40 лет он чувствует себя учеником, познающим  эту область, молодым открывателем. И если он одаренный скульптор, то продолжит свой рост.

И еще: многие путают «работолюбие» с работоспособностью. Это совершенно разные понятия. Прекрасное искусство не должно появляться из-под палки. Сквозь чрезмерную старательность не получится приобщиться к Высокому искусству. Но, надо признать, сия участь не обошла и великих. Если обратиться к творчеству все того же Микеланджело и рассмотреть капеллу Медичи, где представлены аллегорические фигуры течения суток — Ночь, Утро, День и Вечер, то можно проследить какая работа шла над ними. Три фигуры сделаны как бы на лету — быстро и легко. Над самой крупной скульптурой Ночь итальянский мастер работал очень долго, стараясь изо всех сил. Что-то его не устраивало. Он даже попытался тщательно отполировать ее. Видно: что-то никак не устраивало великого мастера. Эти «следы» стараний не может не увидеть глаз профессионала. 

К.А.: Живописец Иосиф Каралян считал, что слабость рисунка бросает художника в объятия  живописи. Насколько реально для вас взаимодействие «скульптор-художник»? 

Г.Д.: Я люблю думать карандашом. Делаю наброски — много набросков. И в конечном счете рождается образ. Карандашный рисунок — главная составляющая будущей скульптуры, и если ты хорошенько не овладеешь этой техникой, не добьешься задуманной пластической деформации уже в формате скульптуры.  

К.А.: Бывали творческие неудачи?   

Г.Д.: Конечно же, бывали. Работаю денно и нощно, а скульптура никак не «вылупляется». И количество затраченной энергии тут не при чем. Просто творческая неудача. Но я из тех, кто старается дожать. И я добиваюсь задуманного. 

К.А.: Совсем как Микеланджелло.

Г.Д.: Художнику нельзя отчаиваться. Он, как боец, должен научиться добиваться. Он может отойти, отстраниться. Пройдет время и он должен вновь вернуться к своей работе и помочь ей родиться.  

Гарегин Давтян. «Георгий Победоносец». Фото из архивов Гарегина Давтяна

Гарегин Давтян. «Георгий Победоносец». Фото из архивов Гарегина Давтяна

К.А.: Образы и символы в вашем творчестве — это проповедь или синтез духовного состояния?  

Г.Д.: По сути, любой художественный процесс идет подспудно, глубоко укореняясь в закономерностях жизни и природе таланта. И если проповедь — это назидание, своеобразный месседж и декларация, то я пробую вывести свою формулу: через проповедь я синтезирую духовное состояние. Происходит эманация из глубины, таящая скрытые импульсы человека.  

К.А.: Есть ли «космический порядок» в искусстве? 

Г.Д.: Однозначно, есть. Искусство — это как бы макет — параллельная маленькая действующая модель космоса. Космос — это и есть порядок. Без порядка возникает хаос. А там где хаос, там нет искусства. Почему говорят, что люди искусства ближе к Богу? Потому что они работают параллельно: гармония, соответствие, золотое сечение, лечение музыкой. Это же все составляющие космоса, в котором есть свой порядок.

Журналист Кари Амирханян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использован фотопортрет Гарегина Давтяна в мастерской


Справка Армянского музея Москвы

Гарегин Давтян

Скульптор Гарегин Давтян. Фото из архивов Гарегина Давтяна

Скульптор Гарегин Давтян. Фото из архивов Гарегина Давтяна

Окончил скульптурный факультет Художественно-театрального института г. Еревана. Преподаватель, профессор, с 2020 года — заведующий кафедрой скульптуры Ереванской художественной академии. С 1996-го — постоянный член жюри международного конкурса бронзовой скульптуры, посвященной Данте Алигьери (Равенна, Италия).

Работы Гарегина Давтяна находятся в музеях, галереях и частных коллекциях Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Великобритании, Франции, России, Венгрии, Польши, США, ЮАР, Армении и пр. 

Выставки и конкурсы 

•1989 — бронзовая медаль на международной биеннале малой пластики (Познань, Польша, за работу «Лечение») 

•1989 — Специальная премия «Лучшая скульптура года» Министерства культуры СССР за работу 

«Парад гиен» (представлена на соискание Третьяковской галереей) 

•1990 — Большая золотая медаль Иоанна-Павла II на 9 ой Международной биеннале, 

посвященной Данте, за работу «Грех корыстолюбия» (г.Равенна, Италия) 

•1993 — Групповые и персональные выставки: Городская галерея, Сент Галена, Швейцария; 

Городская галерея, Лугано, Швейцария; Здание муниципалитета Риена, Швейцария; 

Международный форум «Евроарт 93», комплекс «Palexpo», Женева, Швейцария. 

•1994 — I премия на 11-й Международной биеннале, посвященной Данте, за работу «Врата очищения» (г.Равенна, Италия) 

•1995 — Специальная премия галереи «Вароши» на Международном симпозиуме бронзовой скульптуры (Ниредзь-Хаза, Венгрия) 

•1996 — Персональная выставка, Союз художников (Ереван, Армения) 

•1996 — Выставка армянской скульптуры и графики, научное общество «Урания» (Зап. Берлин, Германия) 

•1998 — I премия на юбилейной выставке, посвященной независимости Армении (Ереван, Армения) 

•2001 — I премия на выставке, посвященной 1700-летию принятия христианства в Армении (Ереван, Армения) 

•2002 — Персональная выставка в галерее «Ворпал« (Сан-Франциско, США) 

•2005 — Персональная выставка в зале «VIP “Golden Palace”» (Москва) 

•2006 — Премия Ваана Тексяна в номинации «Искусство» 

•2007 — Выставка «Современные художники Армении» в центре Алекса Манукяна 

•2008 - Выставка «Поколение свободы нового Авангарда». Нью-Йорк. США 

•2009 — Финалист процесса отбора на арт-проекте East Main Roundabout в Нормане, штат Оклахома 

•2010 — Выставка армянских художников. Наполи (Италия) 

•2011 — Установка памятника Фритьофа Нансена в Ереване, Армения 

•2013 — В Национальном пантеоне состоялась установка памятника композитору Александру Арутюняну 

•2014 — Установка памятника великому меценату Галусту Гюльбенкяну на улице Гюльбенкяна в Ереване, Армения 

•2018 — Персональные выставки в гг. Краснодар, Сочи 

•В 2015 году Указом президента Республики Армения был награжден медалью Мовсеса Хоренаци 


Скульптор Гарегин Давтян: «Мне 66 лет и я хожу с военным билетом в кармане»