«Я, Лёня Енгибаров»: новеллы великого клоуна-мима оживают на сцене Московского театра «Эрмитаж». Интервью с создателями спектакля

«Я, Лёня Енгибаров»: новеллы великого клоуна-мима оживают на сцене Московского театра «Эрмитаж». Интервью с создателями спектакля

В октябре 2022 года в репертуар Московского театра «Эрмитаж» вошёл спектакль, поставленный режиссёром Алевтиной Пузырниковой по новеллам Леонида Енгибарова — великого мастера пантомимы, «клоуна с осенью в сердце», писателя, народного артиста Армянской ССР. В спектакле «Я, Лёня Енгибаров», камерном, обращённом к каждому в зале зрителю, оживает литературное творчество неповторимого артиста: короткие рассказы, полные, как и его цирковые репризы, искренности, лиризма и философского восприятия мира.

Со сцены в исполнении дуэта актрис Екатерины Виноградовой и Марии Глянц предстают размышления «грустного клоуна» о любви, одиночестве, испытываемых матерью к своему сыну чувствах, победах, поражениях и о том, что важно встать, как бы ни было сложно. На протяжении всего спектакля за игрой и зрительным залом с чёрно-белого портрета наблюдает Леонид Енгибаров. Этот спектакль — дань уважения созданному им искусству.

Спектакль «Я, Лёня Енгибаров»
Фото: Дмитрий Хованский / Московский театр «Эрмитаж»

«Я всю жизнь был рядом с Леонидом Енгибаровым, общаясь не с ним, а с его другом и режиссёром Юрием Беловым. Лёня работал только с ним, больше ни с кем. Для меня фигура Енгибарова… Другого такого просто нет! У нас в журнале „Театр“ проводился опрос „Кто герой нашего времени?“. Я написал: „Герой нашего времени — Леонид Енгибаров“. Почему я так ответил? Потому что он был беспомощный, нежный и гениальный. А беспомощность, нежность и гениальность дают ощущение, что человек никогда не погибнет», — поделился своими воспоминаниями в беседе с Армянским музеем Москвы художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж», народный артист России Михаил Захарович Левитин. «И помните, Армения — великая страна. Она дала миру Параджанова, Енгибарова и Сарояна», — отметил также Михаил Захарович.

Художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж» Михаил Захарович Левитин
Фото: Александр Мощаков / Армянский музей Москвы

История жизни новелл Леонида Енгибарова в Московском театре «Эрмитаж» началась с работы Михаила Левитина и актёра Евгения Кулакова для одного выступления. Продолжили же воплощение идеи и её оформление в спектакль режиссёр Алевтина Пузырникова и актрисы Екатерина Виноградова и Мария Глянц. Алевтина, Екатерина и Мария — выпускницы ГИТИСа, мастерской Михаила Левитина и Михаила Филиппова — в интервью Армянскому музею Москвы рассказали о спектакле «Я, Лёня Енгибаров» и опыте перенесения новелл «грустного клоуна» на сцену.

— Как началось ваше знакомство с творчеством «клоуна с осенью в сердце»?

Екатерина Виноградова. Когда мы учились в ГИТИСе, Михаил Захарович часто рассказывал о Леониде Енгибарове. Много интересных историй — не только о нём, но и о других клоунах.

Мария Глянц. Можно сказать, что у нас в театре культ клоунов. В большом зале [сцена «Новый Арбат, 11». — Прим. ред.] висят огромные портреты самых знаменитых клоунов мира. И в их числе — Леонид Енгибаров.

Екатерина Виноградова. Ещё студентками мы пошли на посвящённый Енгибарову вечер, где выступал Евгений Кулаков. Спустя некоторое время нам троим пришла идея сделать спектакль. Это наше совместное творчество.

Мария Глянц. В 2016 году мы показали спектакль «Я, Лёня Енгибаров» в Библиотеке имени Фёдора Достоевского. На нём присутствовал Михаил Захарович. Посмотрев спектакль, он сказал: «Я к этому не имею никакого отношения. Это гениально!». В 2022 году «Я, Лёня Енгибаров» вошёл в репертуар театра. Помню, что на первые четыре показа все билеты были раскуплены. Мы рассмотрели в этом знак свыше. Значит, спектакль нужен зрителю.

Портреты Леонида Енгибарова и Вячеслава Полунина в зале Московского театра «Эрмитаж»
Фото: Александр Мощаков / Армянский музей Москвы

— При работе с новеллами Леонида Енгибарова что больше всего покорило вас в его текстах?

Мария Глянц. Я очень люблю одну новеллу, которую Екатерина читает. В ней Енгибаров говорит о любви. Мне кажется, точнее никто не сможет сказать. Там имеется в виду любовь мужчины, но, думаю, к женщине это также применимо. Енгибаров пишет: «…я не могу простить любимой женщине её обычного человеческого женского прошлого, потому что для меня прошлое, настоящее и будущее моей любимой — это одно, потому что я любил её в тот день, когда она родилась, и буду любить до дня её смерти, и всё, что с ней произойдёт в этот промежуток, касается меня, всё я воспринимаю, как если бы это случилось сегодня утром». В его новеллах очень много пронзительных строк. Ещё один пример: «…человек, как парашют: он всегда в ответе за чью-то жизнь». Вот как можно так чувствовать?!

Екатерина Виноградова. Когда открываешь книгу «Я подарю тебе звёздный дождь…» [Леонид Енгибаров. Я подарю тебе звёздный дождь… Воспоминания, рассказы, новеллы / сост. Мария Романушко. Москва, 2012. — Прим. ред.], восхищаешься каждой новеллой. Мне очень нравится новелла «Диплом», в которой рассказывается, как сын приносит матери свой диплом клоуна. Детство, отношения с матерью — всё очень тонко, глубоко и трепетно передано, в одной этой новелле предстаёт жизнь. Особенно близка она может показаться любому артисту.

Мария Глянц. Или ещё, например, он пишет: «В вашем мире я жить не смог, а в своём — я совсем один».

Екатерина Виноградова. Да, в каждой новелле есть какая-то фраза, которая пробивает изнутри. Его произведения понятны всем. Это не такая история, в которой нужно долго сидеть и думать, о чём написал автор. Леонид Енгибаров понятным и простым языком раскрывает сложные и глубокие темы, которые трогают каждого.

Актрисы Екатерина Виноградова и Мария Глянц рассказывают о спектакле «Я, Лёня Енгибаров»
Фото: Александр Мощаков / Армянский музей Москвы

Мария Глянц. А как за одну секунду объяснить всю суть актёрской профессии? «И так ничтожен будет успех, если он только будет; зато как страшно поражение!» — замечает Енгибаров. И ты думаешь, это же действительно так!

Екатерина Виноградова. Когда мы выходим на спектакль «Я, Лёня Енгибаров», то всегда держим эту фразу. Мы не знаем заранее, как всё пройдёт. У нас есть традиция: мы играем для Леонида Енгибарова, на нас смотрит его портрет, он — главный зритель, он с нами и это для него. Так нам становится легче. Ведь перед началом всегда переживаешь, и только выходя на сцену, понимаешь, какой зритель пришёл конкретно сегодня. Это всегда немного перформанс.

Мария Глянц. Самый большой комплимент для нас, думаю, Алевтина как режиссёр согласится с этим, не похвала в наш адрес, а удивление тех людей, которые впервые открывают для себя Енгибарова и, к примеру, говорят после спектакля: «Да… И это всё он написал! Конечно, он крутой был». Значит, всё то, ради чего сделано, сработало.

Екатерина Виноградова. Мы часто получаем отзывы. У меня были случаи, когда люди просили им скидывать новеллы. Настолько они хотели приблизиться к творчеству Енгибарова.

Екатерина Виноградова и Мария Глянц. Спектакль «Я, Лёня Енгибаров»
Фото: Дмитрий Хованский / Московский театр «Эрмитаж»

— Когда была на вашем спектакле, заметила среди зрителей людей самых разных возрастов, в том числе и детей. А перед его началом случайно стала свидетельницей замечательного диалога. Пожилая женщина подарила, по всей вероятности, своей внучке программку в память об их совместном посещении спектакля со словами: «Это был великий артист». Из зрителей старшего поколения наверняка есть те, кому посчастливилось видеть вживую выступления Енгибарова. Приходили ли вам отзывы от таких зрителей?

Мария Глянц. К нам иногда приходят профессиональные клоуны и люди, связанные с цирком, — поклонники творчества Леонида Енгибарова. И некоторые посещают спектакль не один раз.

Екатерина Виноградова. Михаил Захарович, будучи лично не знакомым с Леонидом Енгибаровым, часто рассказывал, как со стороны видел его выступления, о тех его чертах, которые смог уловить. Недавно к нам приходил один человек из цирка, который, как я поняла, был знаком с Енгибаровым. В основном много отзывов о материале, который тяжело поставить, как говорит Михаил Захарович, на ноги. Близко знакомые с творчеством Енгибарова приятно удивляются, что настолько сложный материал есть сейчас в репертуаре московского театра.

Спектакль «Я, Лёня Енгибаров»
Фото: Дмитрий Хованский / Московский театр «Эрмитаж»

— Как отбирались новеллы для спектакля?

Алевтина Пузырникова. Я и мой однокурсник Сергей Шахов работали с Михаилом Захаровичем на открытии сцены «Школа клоунов» в саду «Эрмитаж». Втроём выбирали новеллы, чтобы Евгений Кулаков выступил с ними на вечере, посвящённом Леониду Енгибарову. Тогда, на втором или третьем курсе, мы прочитали их немало. У меня сохранился план тех новелл, которые Михаил Захарович утвердил. Я знала, что у Енгибарова очень много новелл литературных и что их «поставить на ноги» сценически нелегко, нужно было очень сильно выбирать. Тем более, иногда слово сильнее, нежели чем сам артист. А новеллы Енгибарова действительно потрясающие.

Новеллы, которые мы выбрали с Михаилом Захаровичем и Сергеем Шаховым на вечер для открытия «Школы клоунов», я и предложила Марии и Екатерине включить в спектакль «Я, Лёня Енгибаров». Они на самом деле сценические, то есть в них есть игра, простор и дуэт. Потом, когда спектакль уже вошёл в репертуар театра, мы добавили к выбранным ещё две новеллы. Ни одно слово в спектакле не прибавлено. Мы идём строго по тексту новелл Енгибарова.

Режиссёр спектакля «Я, Лёня Енгибаров» Алевтина Пузырникова
Фото: Александр Мощаков / Армянский музей Москвы

— Мы поговорили о новеллах. А из пантомим Леонида Енгибарова, записи которых сейчас можно посмотреть в интернете, какие больше всего полюбились?

Мария Глянц. Мне нравится его пантомима, где он «кладёт» голову в пасть тигра.

Екатерина Виноградова. Выступления со скакалкой, с цилиндрами и медалями. У него всё прекрасно.

— Были ли какие-то особенности или трудности в работе над спектаклем «Я, Лёня Енгибаров»?

Мария Глянц. Во-первых — главная роль, это большая ответственность. А во-вторых — необходимость быстро переключаться с одного настроения новеллы на другое. Сейчас образ весёлый, а через минуту — грустный, или наоборот. У нас в спектакле тесный контакт со зрителем, нужно смотреть в глаза. И как уже было сказано, зритель всегда приходит разный. Кто-то реагирует на грустное, кто-то — на весёлое. Бывает, что кто-то и плачет.

Екатерина Виноградова. Выходя уже на первую новеллу, мы «ловим» атмосферу и понимаем, как всё пройдёт.

Алевтина Пузырникова. В плане постановки никаких трудностей не было. Мы все уже давно вместе. Самое важное — это, безусловно, грандиозный и незаменимый дуэт Марии и Екатерины, работающих ради театра и искусства. Каждая из них индивидуальна, и в спектакле они дополняют друг друга. Когда они вместе на сцене, это потрясающе. Нет ничего дороже для режиссёра, чем работа со своими людьми, когда все в команде на одной волне. Происходит какая-то «магия» — и всё получается. С артистами и ради них можно идти дальше и делать спектакль. Для режиссёра самыми лучшими моментами становятся репетиции. То, что выходит на спектакле, это уже работа актёров.

Мария Глянц и Екатерина Виноградова. Спектакль «Я, Лёня Енгибаров»
Фото: Дмитрий Хованский / Московский театр «Эрмитаж»

— Ожидают ли спектакль гастроли? Думаю, в Армении его встретили бы с радостью!

Мария Глянц. Это было бы замечательно!

Екатерина Виноградова. Я очень часто говорила Алевтине о Ереване. Мне кажется, там показать — сам Бог велел.

Алевтина Пузырникова. Спектакль «Я, Лёня Енгибаров» существует с 2016 года, мы играли на разных площадках — в библиотеках, на фестивалях, на улице, в Музее имени Бахрушина, в Екатеринбурге на сцене «Коляда-театра». Что же касается Еревана, мы, конечно, с удовольствием показали бы там спектакль. Если появится такая возможность — будет прекрасно.

Беседовала журналист, редактор Рипсиме Галстян

«Я, Лёня Енгибаров»: новеллы великого клоуна-мима оживают на сцене Московского театра «Эрмитаж». Интервью с создателями спектакля