Любовь, весна и свет: в Ереване проходит выставка к 130-летию Лусик Сарьян — музы Мартироса Сарьяна

Любовь, весна и свет: в Ереване проходит выставка к 130-летию Лусик Сарьян — музы Мартироса Сарьяна

Залитый солнцем пейзаж, сочные цветы и силуэты двух прекрасных женщин — эта картина сразу же выделяется своей красочностью и манящим теплом. Она воплощает все то, что было так дорого сердцу Мартироса Сарьяна: солнце, весенний сад, цветущие розы, любимая сестра и, конечно же, она — Лусонечка, Лусик. Муза выдающегося армянского художника.

Картина называется «Весенний день». На дворе 1942-й год, война еще не окончена, а впереди еще суровые послевоенные годы. Но именно здесь и сейчас Лусик счастлива: семья получила письмо с фронта от младшего сына, Лазаря. Её оранжевое платье сливается с красочными цветами сарьяновского сада и является продолжением весеннего пейзажа, продолжением света. Неслучайно «лусик» переводится с армянского как «лучик света».

 

«Весенний день», 1942 г. Собрание семьи Сарьян

 

Именно Лусик Сарьян посвящена выставка «Лусик – муза Сарьяна», которая проходит в Доме музее Мартироса Сарьяна. Здесь представлены портреты, письма, редкие фотографии и документы – все то, что связано с музой и любимой женой художника.

«То огромное количество картин, рисунков, которые он оставил нам с изображением его любимой Лусонечки, Лусеньки свидетельствуют об огромной любви, почитании, восхищении. Такая любовь — пример верности и однолюбия, которая так редко встречается среди людей творческих. Работы являются примером того, как мужчина умеет ценить жертвенность женщины, ее каждодневный, такой незаметный труд — хозяйство, воспитание детей. И он действительно возвел Лусик Лазаревну на пьедестал», — рассказывает куратор выставки, заведующая выставочным отделом Дома музея Сарьяна, внучка художника, Рузан Сарьян.

 
 

Один из самых счастливых дней в жизни

Лусик Сарьян (Агаян) — дочь известного педагога, писателя и общественного деятеля Газароса Агаяна. Образованная, талантливая, хрупкая девушка сразу же очаровала молодого художника. И покорила она его не только внешней красотой. Лусик преподавала в школе Овнанян, а также обладала музыкальным талантом — она прекрасно пела.

 
 

Встретились они в трагический для армянского народа 1915-й год. Молодой художник помогал тогда армянским беженцам, которые нашли убежище в Эчмиадзине после турецкой резни. Увиденное так потрясло Сарьяна, что он оказался на грани душевного расстройства. Друзья привезли его в Тифлис, где он постепенно стал приходить в себя и возобновил работу: творчество было для него отдушиной в трудные периоды.

И вот в Тифлисе, в кафе «Чашка чая», в котором часто собиралась армянская интеллигенция, художник встречает Лусик Агаян. О том, что это была любовь с первого взгляда, свидетельствуют и воспоминания самого художника:

«Нельзя было отвести глаз от обаятельного образа этой девушки. Косой разрез больших глаз, выразительные губы, прекрасная головка, изумительная шея, стройные плечи, изящные руки, пластичная фигура и ясное лицо, легко и открыто передающее душевные переживания. Весь ее облик, а также природное кокетство и звонкий радостный смех превращали ее в какое-то живое произведение искусства».

 

Лусик Агаян, Перый портрет, 1915. Дом-музей М. Сарьяна

 

Поженились они в апреле 1916 года. Эта любовь продлилась с первого дня знакомства до последних дней жизни художника. Целых 56 лет! Позже Мартирос Сарьян будет писать в воспоминаниях, что день венчания был одним из самых счастливых дней в их жизни:

«Мы обвенчались в сельской церкви. Обряд по нашей просьбе был сильно сокращенным, в Цхнетах, недалеко от Тифлиса. После этой процедуры мы вместе со свидетелями выехали на зеленую полянку, очень весело провели время, попивая красное вино. Это был один из самых счастливых дней нашей жизни — ясный солнечный день».

«Самый близкий человек»

В экспозиции портреты Лусик представлены в хронологическом порядке – от самого первого акварельного портрета, на котором изображена таинственная юная девушка, до ярких семейных портретов, на которых мы видим прекрасную, мудрую женщину. Особого внимания заслуживают рисунки художника, на которых Лусик занимается повседневными домашними делами.

 
 

«Именно в рисунках ощущается, что Сарьян прошел школу выдающегося Серова: обратите внимание на плавность линий, штриховку. На этих рисунках Лусик занимается хозяйством. Но сколько же здесь поэтичности, нежности. Удивительно, как художник «ловит» все эти моменты, ценит физический, неблагодарный труд женщины. А годы были тяжелые! В Ереване 20-х годов было достаточно трудно. И Лусик Лазаревна героически преодолевала все трудности. Она была опорой для Сарьяна, надежным тылом, благодаря которому он мог творить», — рассказывает Рузан Сарьян.

По ее словам, с образом Лусик связаны сарьяновские опыты и манипуляции с зеркалом. Зеркало как бы стирает временные рамки и границы, расширяет пространственное восприятие картин. Так, художник мог изобразить Лусик как в реальности, так и в зеркальном отражении (в прошлом или в будущем).

 

Из жизни художника, 1941. Дом-музей М. Сарьяна

 

В 1917 году у пары родился старший сын — Саргис, а спустя три года младший — Лазарь (Газарос). Старший сын стал филологом, защитил кандидатскую диссертацию в Институте мировой литературы им. Горького в Москве по итальянской литературе эпохи Возрождения. Млвдший, Лазарь, является яркии представителем армянской композиторской школы второй половины 20-го века. Он прошел всю Великую Отечественную войну, получил множество наград за мужество, окончил Московскую консерваторию, учился у Дмитрия Шостаковича и Анатолия Александрова. По возвращении в Ереван возглавил Союз композиторов Армении, затем 26 лет руководил Ереванской государственной консерваторией им. Комитаса. Лазарь В творческих успехах не только мужа, но и сыновей великая заслуга жены и матери — Лусик Сарьян.

Супруги преодолели немало испытаний: общественно-политические и экономические потрясения начала 20-го века, Великая отечественная война, мучительное ожидание вестей с фронта от Лазаря. Однако самым страшным ударом для семьи стала трагическая гибель старшего сына, Саргиса. После такого удара Сарьян не мог работать. Но в 1963-м году появился автопортрет художника, где также изображена Лусик. Именно эта картина, которая отличается глубоким символизмом и предысторией, завершает экспозицию.

 

Моя песнь, 1944. Собрание семьи Сарьян

 

«Этот автопортрет Сарьян пишет после большой трагедии в семье, гибели старшего сына Саргиса в автомобильной катастрофе. Сарьян долгое время не работал, не поднимался в мастерскую. А сын был очень ревностным поклонником творчества отца. И вот, он видит во сне Сарика, который спрашивает: “Папа, ты почему не работаешь?”. И тут Сарьян понял, что надо жить дальше, надо работать — ради памяти сына. Он поднимается в мастерскую и начинает писать этот автопортрет. На выставке представлена фотография, на которой запечатлено, как создавался этот автопортрет. Здесь уголок его мастерской, большое зеркало, которое является частью нашей основной экспозиции, в углу сидит Лусик. Она в трауре, но все же помогает Сарьяну приводить в порядок архив, занимается его перепиской. Вот так и родился будущий автопортрет», — рассказывает внучка художника Рузанна Сарьян.

 
 

1. Сарьян работает над автопортретом, 1963.2. Автопортрет, 1963.

Выставка «Лусик — муза Сарьяна» рассказывает о всех проявлениях любви: о вдохновении и силе творчества, безграничном уважении и преданности, умении преодолевать невзгоды и ценить счастливые моменты. Ведь Лусик была для Сарьяна не просто музой и любимой женщиной, но и настоящим другом, самым близким человеком. Об этом он неоднократно пишет и в своих воспоминаниях:

«Мы никогда не расставались. Даже простившись на время, я чувствовал ее присутствие рядом и знал, что это самый близкий мне человек».

Ася Ерицян — журналист, преподаватель Российско-Армянского университета

Любовь, весна и свет: в Ереване проходит выставка к 130-летию Лусик Сарьян — музы Мартироса Сарьяна