Мариам Асламазян — «духовная дочь» Сарьяна

Мариам Асламазян — «духовная дочь» Сарьяна

Искусствовед Андрей Сарабьянов полагал, что главное качество художницы Мариам Асламазян — это постоянство. Этим словом, по мнению арт-критика, можно определить проявление национального в ее удивительных сюжетах, ее живописную манеру и внутренний мир ее произведений.

М. Асламазян. Источник: Голос Армении

М. Асламазян. Источник: Голос Армении

Постоянство Асламазян проявлялось в ее неизменном, чем бы художница ни занималась, возвращении к вечной теме Родины. Главным источником вдохновения Асламазян была, конечно, Армения. Здесь Мариам бесконечно эволюционировала и смогла наиболее широко раскрыть разнообразные аспекты армянской культуры.

В 1973 году в «Советской культуре» Асламазян писала, что всего лучше пишет не ту Армению, в которой «бедный народ встречал утро со слезами и вздохами, а новую и цветущую страну…». Мариам признавалась в любви к родной природе, описывая красоту в поистине поэтической форме. «Люблю наши горы, стройные тополя, журчащие реки и красивых людей. Эти темы диктуют мне колорит моих картин. Поэтому я пишу красочно и ярко».

Обладая ярким темпераментом, эмоциональностью творческого восприятия и силой чувств, Асламазян осознанно искала связь с традициями старого народного искусства. Один из секретов ее таланта — умение художницы не только сохранить преемственность, но и обогатить традиции, переосмыслить с точки зрения современности.

Иллюстрации: 1) М. Сарьян. Натюрморт «Фрукты и овощи», 1934 год. 2) М. Асламазян. «Плоды Армении», 1957 год

Асламазян следовала за пионерами армянской живописи. Традиции Мартироса Сарьяна стали для художницы живительным источником вдохновения, благодатной почвой, на которой формировалось ее собственное творчество.

Особые отношения сложились у Мариам с Сарьяном. Пожалуй, среди своих учителей Асламазян не смогла бы назвать художника, у которого столькому научилась. А ведь непосредственной ученицей Сарьяна художница не была. Их скорее объединяло родство духовного свойства. «Я училась у Сарьяна в жизни», — признавалась Асламазян.

М. Асламазян. Натюрморт. Источник: Mospravda

М. Асламазян. Натюрморт. Источник: Mospravda

Исследователь армянской живописи Андрей Сарабьянов отмечал, что творчество Асламазян созвучно сарьяновской школе. «Их роднят творческий метод, основанный на остроте восприятия, эмоциональность, динамическая манера письма. При этом Асламазян не слепо копирует чужие приемы, а всегда остается верной самой себе, своей художественной концепции», — отмечал Сарабьянов.

В 1964 году вышла посвященная Сарьяну статья Асламазян в «Пионерской правде». Асламазян писала, что в его полотнах живое чувство красоты мира. «Я объездила всю Армению и увидела, что Сарьян очень правдив, что изображает нашу страну такой яркой, такой красочной. Я вижу ее такой же. Этому я научилась у Сарьяна».

Цвет

М. Асламазян. «Пламя». Источник: Visitgyumri

М. Асламазян. «Пламя». Источник: Visitgyumri

В искусстве, как старом, так и новом, Асламазян интересует, в первую очередь, цвет и отношение к нему художника. Использовать цвет она училась не только у Сарьяна, но и у европейских импрессионистов и фовистов — Матисса, Гогена, Ван Гога.

Повлияло на нее и средневековое армянское искусство. Рассматривая манускрипты с миниатюрами, художница открывала для себя возможности декоративной выразительности цвета. В миниатюре она увидела не только красоту, но и близкое ей по духу мировоззрение.

Творчеству Мариам Асламазян характерна декоративность — не для украшения, а глубоко монументальная по своему духу. В понимании этого — ключ к символам ее искусства. Ее творчество — это непрерывный гармоничный процесс осмысления действительности как цветовой гармонии, так и декоративного целого.

Она любила Армению, дышала Арменией и писала Армению до последних дней жизни. На своих выставках даже в преклонном возрасте появлялась хоть и с тросточкой, но нарядно и со вкусом одетая, прямая и статная как балерина.

По материалам монографии Андрея Сарабьянова «Мариам Асламазян» (Советский художник, 1979 год)

Обложка: Голос Армении

Мариам Асламазян — «духовная дочь» Сарьяна