«Неравный брак» в армянских сатирических журналах

«Неравный брак» в армянских сатирических журналах

Работа Василия Пукирева «Неравный брак» — одна из самых драматичных картин в собрании Третьяковской галереи. Избранный Пукиревым сюжет был весьма распространенным в живописи и литературе того времени. Произведения на схожую тему появлялись и в XX веке. В дореволюционной и советской армянской периодике популярность приобрели юмористические изображения «Браков по расчёту» в жанре карикатур.

Пукирев В., Неравный брак, 1862
Государственная Третьяковская галерея

Неравный брак в XIX веке считался обычным явлением. Тема сватовства и мезальянса была распространена в творчестве художников. Василий Пукирев изобразил брак по расчёту унизительной коммерческой сделкой. Знаменитое федотовское полотно «Сватовство майора» воплотило тему смотрин комично. Картина «Перед венцом» Фирса Журавлева полна сострадания, художник изобразил личную трагедию девушки, крушение всех её иллюзий и ожиданий. 

Сверху — Федотов П., Сватовство майора, 1848, Государственная Третьяковсякая галерея
Снизу — Журавлёв Ф., Перед венцом, 1874, Государственный Русский музей

Позднее тема нашла отражение в творчестве карикатуристов, в том числе армянских. В дореволюционном издании сатирического журнала «Хатабала» можно встретить иллюстрации, высмеивающие неравенство будущих супругов.

Журнал «Хатабала», выходивший в Тифлисе на армянском языке, пользовался невероятной популярностью у читателей. Издание славилось карикатурами Оскара Ивановича Шмерлинга (1863–1938), грузинского живописца и графика немецкого происхождения, а также массой рекламной информации. Журнал высмеивал частных предпринимателей и спекулянтов, разоблачал жульнические махинации хозяйственников. Предметом для постоянных насмешек издания являлись суеверия и предрассудки. В литературном отделе сотрудничали армянские, грузинские и русские литераторы и журналисты, подписывавшиеся, как правило, псевдонимами.

Сатирическая газета «Хатабала», Тифлис, 1906, №26
Источник: dzen.ru

«Любовь, вечная любовь». Надпись гласит: «Идут венчаться в церковь 60-летний новобрачный и 16-летняя невеста».На карикатуре изображены родители невесты — старики позади новобрачных. Их головы опущены, а глаза печальны. 

Сатирический журнал «Хатабала», Тифлис, 1913, №8
Источник: dzen.ru

«Преданность». Карикатура изображает интересную сцену. Надпись: «Вот это преданность! Уже с третьим мужем развелась,а милый друг все тот же!».

В советское время карикатуры на схожую тему появлялись в периодическом издании «Возни». Армянский сатирический журнал выходил в Советской Армении с 1954 года. 

Журнал «Возни», 1955, №11
Источник: dzen.ru

Знакомый сюжет в карикатуре «Жених с приданным» иллюстрирует сцену, в которой пожилой мужчина предлагает стать юной Леночке его вдовой.

Журнал «Возни», 1970, №15
Источник: dzen.ru

«То, что осталось на память о бывших мужьях». Карикатура повествует о молодой девушке, украшениями которой стали богатства бывших мужей. На ее шее красуются дом, автомобиль, одежда и ювелирные изделия.  

Журнал «Возни», 1970, №11
Источник: dzen.ru

Еще одна карикатура 1970 года иллюстрирует свидание разновозрастной пары в «Кафе молодоженов».

Журнал «Возни», 1979
Источник: dzen.ru

«Говорила тебе, купи машину! Не купил? Вот тебе!». Карикатура изображает девушку, которая сделала выбор в пользу обеспеченного, но пожилого мужчины. За парой следует румяный возлюбленный, материальное положение которого не позволило ему завоевать девушку. 

Журнал «Возни»
Источник: dzen.ru

Переосмысляя каноническую работу Василия Пукирева «Неравный брак», карикатурист создает иллюстрацию «Супружеская сделка». В лучших традициях сатирического творчества художник цитирует узнаваемый оригинал и демонстрирует принципы гротеска. Сохраняя композиционное решение полотна, он наделяет героев противоположными чертами — в современном художнику мире выгодной женитьбой может быть и свадьба юного мужчины с пожилой дамой.

«Возни» ведет свою историю от первых армянских юмористических журналов, издававшихся в XIX и начале XX веков. Таковыми были журнал «Мегу» («Пчела»), выходивший сто лет назад в Константинополе под редакцией и при ближайшем участии известного армянского сатирика Акопа Пароняна, журнал «Хатабала», издававшийся в Тбилиси в 1906—1917 годах. Предшественниками «Возни» в советский период являются сатирические журналы «Зурна», «Кармир моцак» («Красный комар»), издававшиеся в Ереване в середине
1920-х под редакцией Эдуарда Ходжика. В гостях у «Возни» часто бывали сатирики «Крокодила», «Перца», «Кирпи», «Нианги» и других журналов советских республик.

Сначала издание было ежемесячным, а с 1956 выпуски начали появляться каждые две недели. Острой критике подвергались консерваторы, нерадивые хозяйственники, бюрократы. Особое внимание уделяли борьбе с нарушителями трудовой дисциплины, лодырями и тунеядцами, с проявлением мелкобуржуазной психологии в сознании людей, иждивенческими настроениями. Осмеивали хулиганство, пьянство, карьеризм, подхалимаж, взяточничество и другие пороки.

Совершенно ясно, что художники как на рубеже веков, так и в советское время высказывали решительный протест в отношении браков по расчёту. При этом средства выражения позиции были разнообразны: от жанровых сцен и академичных полотен до карикатур и ироничных этюдных зарисовок. 

Брак по расчету. В СССР и до революции — kanal_karikatur

«Неравный брак» в армянских сатирических журналах