Редакция

«Арам Ильич отзывался о Микаэле Леоновиче восторженно»: Вера Таривердиева о наставнике композитора, его предчувствии катастрофы и большой любви к Армении

Редакция
«Арам Ильич отзывался о Микаэле Леоновиче восторженно»: Вера Таривердиева о наставнике композитора, его предчувствии катастрофы и большой любви к Армении

В этот день 91 год назад родился Микаэл Таривердиев — выдающийся композитор, автор музыки к фильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром». После смерти артиста в 1996 году жена Вера Гориславовна на протяжении всех этих лет бережно хранит память о муже. На днях супруга композитора прилетела в Ереван, где рассказала журналистам о том, как он пытался предупредить людей о надвигающейся катастрофе, а также о счастливом решении бросить Ереванскую консерваторию и учебе у Арама Хачатуряна.

Микаэл Таривердиев в юности. Фото: tariverdiev.ru

Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Грузии. После окончания Тбилисского музыкального училища композитор поступил в Ереванскую консерваторию, которую бросил через полтора года. «Он учился в классе профессора Григория Егиазаряна, и у них возник конфликт. Микаэл Леонович был очень страстный, темпераментный, независимый и свободный человек. А Егиазарян его пытался загнать в рамки, чего с Таривердиевым сделать было невозможно. Он даже в школьные годы потребовал у директора школы извиниться перед учеником, которого тот ударил. И это в сталинские времена! Директор, правда, отомстил — по его требованию Сато Григорьевна [мать композитора — прим. ред.] перевела сына в вечернюю школу. Но суть в том, что этого человека невозможно было загнать в рамки — Микаэл Леонович просто бросил консерваторию и поехал поступать в Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных», — рассказывала Вера Таривердиева о своем супруге ранее.

Решение уехать из Еревана в Москву в начале 1950-х оказалось верным: конкурс был большим, но Микаэл Таривердиев прошел его блестяще и оказался в классе Арама Хачатуряна. Вот как об этом спустя годы писал сам композитор в книге «Я просто живу»: «И вдруг объявляют: Таривердиев — пять с плюсом. Я просто не понял. Пятерка означала, что я поступил — ведь у меня был “красный” диплом и другие экзамены не нужно было сдавать. И мне объявили, что я поступил в институт. Это было пятнадцатого августа, как раз в мой день рождения. Я выхожу из института, бреду, как в тумане, по улице Воровского. Вдруг меня обгоняет коричневая “Победа”. Гудит, а я не оборачиваюсь. Гудит еще раз, я — ноль внимания. Не замечаю, что рядом с шофером сидит Арам Ильич Хачатурян. Он выходит из машины.

— Что же ты не отвечаешь? Я поздравляю тебя. Ты въехал в институт на белом коне».

Арам Хачатурян (слева) и Микаэл Таривердиев (в центре) на уроке в ГМПИ имени Гнесиных, 1950-е. Фото: tariverdiev.ru

Знакомство с Хачатуряном стало для Таривердиева судьбоносным. «Арам Ильич отзывался о Микаэле Леоновиче восторженно, а ему самому Хачатурян, предоставлявший свободу ученикам, невероятно подходил. Микаэл Леонович считал огромной удачей то, что сделал непростой выбор, бросив Ереванскую консерваторию, потому что попал в руки к Араму Ильичу. Хотя Микаэл Леонович в каком-то смысле противоположность Хачатуряну. Арам Ильич — композитор эпически страстных высказываний, а Таривердиев — камерно-интимный композитор даже в крупных формах. Лишь одно его сочинение связано звучанием с учителем. Это первый скрипичный концерт, своего рода посвящение, написанное в 1981 году после смерти Хачатуряна», — делилась жена композитора.

Но не только Хачатурян высоко ценил Таривердиева — его ученик до конца жизни с благодарностью вспоминал легендарного наставника. «Главная его связь с армянской музыкой — через Арама Ильича Хачатуряна, у которого Микаэл Леонович учился. Он был его студентом класса в Институте имени Гнесиных. Арам Ильич был его учителем, педагогом и профессором. И Микаэл Леонович всю жизнь с благодарностью вспоминал эту возможность учиться у Арама Ильича. То, что он оформился и проявил себя именно так, во многом связано с тем, как ему преподавал Хачатурян, — поведала Вера Гориславовна журналистам во время своего последнего визита в Армению. — Здесь [в Ереванской консерватории — прим. ред.] его как бы подавляли, ему не давали свободы, Таривердиеву нужна была свобода. А одним из принципов Хачатуряна было именно предоставление свободы своим ученикам. И это было очень важно Микаэлу Леоновичу. С одной стороны Хачатурян направлял, а с другой — предоставлял свободу действий, свободу выбора своим ученикам. Вот это очень ценил Микаэл Леонович. Конечно, он многим обязан Араму Ильичу Хачатуряну».

Микаэл Таривердиев, 1977. Фото: Н. Агеев / ТАСС / culture.ru

Интересно, что наставником Таривердиева мог стать не Хачатурян, а другой известный композитор. И трудно сказать, каким бы тогда был творческий путь Микаэла Леоновича. Вот что он писал своему отцу в 1952 году: «Еще не известно, у кого я буду в классе, у Шебалина [Виссарион Яковлевич — прим. ред.] или у Хачатуряна, это еще не решено. Хачатурян — это великий композитор, но как педагог еще очень молодой, в этом году он будет преподавать впервые. А Шебалин это всеми признанный, лучший педагог в Москве, хотя как композитор довольно заурядный. Но меня очень тянет к Хачатуряну».

Как композитор Микаэл Таривердиев дебютировал в Большом зале Московской консерватории — его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. Карьера прославленного музыканта началась. Он писал музыку для кино, опер и балетов, а в последние годы жизни сосредоточился на инструментальной музыке. Так появился концерт для органа «Кассандра», основной темой которого стало предчувствие большой катастрофы. Супруга композитора пояснила журналистам: «Он не только предчувствовал, Таривердиев впервые предпослал своему произведению словесный месседж. Он написал, что это не только концерт-предчувствие. Микаэл Леонович написал: “Люди остановитесь! Что вы делаете?”. Он обозначил то, о чем вы сказали [предупреждал жителей планеты о нависшей над нами угрозе войны — прим. ред.], и сделал это словесно. То есть обратился к людям. Помимо музыки обратился к людям с предупреждением. Еще тогда, когда он написал этот концерт в 1985 году, тогда еще не было ни событий в Чечне, ни в Абхазии. Казалось бы, не было таких предзнаменований. Но он это написал, он предчувствовал».

Микаэл и Вера Таривердиевы. Фото: avproduction.am

Микаэла Таривердиева не стало 25 июля 1996 года, но память о нем живет до сих пор, в том числе и благодаря его супруге. «Музыка Таривердиева исполняется не только в год его юбилея. Она звучит на концертах и в других ситуациях. Хочу с удовольствием объявить, что 22 октября в Ереване, в Доме Камерной музыки, состоится концерт органной музыки Микаэла Таривердиева, — добавила Вера Гориславовна. — Это один из важных проектов нынешнего года. Кстати, сам этот проект, конкурс имени Микаэла Таривердиева проводится с 1989 года каждые два года. Первый тур конкурса проходит в три этапа — в Лоуренсе (Канзас, США), Гамбурге (Германия) и Москве. Полуфинал и финал проходят в Калининграде. В следующем году уже пройдет 13-й такой конкурс».

Микаэл Леонович познакомился с супругой в 1983 году и прожил с ней до самого конца. «У меня было много женщин. Осталась одна. И жены были двоюродные. Были или не были? Скорее, не были. Я не помнил никого, не помнил, как выглядели прежние женщины, как их зовут. Впервые я был не одинок. И впервые у меня появилось ощущение страха. Я никогда ничего не боялся. Так хотелось продлить ощущение радости и полета. Нам казалось, что впереди нас ждет только радость», — так писал о жене композитор. Во многом благодаря ему Вера Гориславовна с такой любовью относится к исторической родине музыканта и нередко бывает в Армении и Арцахе. Она поделилась: «Меня связывает большая любовь к Армении и чувство патриотизма. Я ощущаю себя патриотом Армении. Я ощущаю себя причастной к этой земле, этой стране, этому народу. Благодаря, конечно, связям через Микаэла Леоновича».

Вера Таривердиева. Фото: Вадим Шульц / Телеканал Культура

Подготовлено по материалам: armeniatoday.news, armeniasputnik.am, tariverdiev.ru

Фото обложки: tariverdiev.ru

«Арам Ильич отзывался о Микаэле Леоновиче восторженно»: Вера Таривердиева о наставнике композитора, его предчувствии катастрофы и большой любви к Армении