Редакция

Поэт Даниел Варужан — основатель армянского символизма

Редакция
Поэт Даниел Варужан — основатель армянского символизма

Рассказ Армянского музея Москвы о символизме в творчестве Даниела Варужана — самого тонкого, умного и интеллигентного армянского поэта, рожденного в армянской глубинке, но при этом получившего образование в Бельгии и у мхитаристов в Венеции.

Даниел Варужан. Источник: wikipedia

Даниел Варужан. Источник: wikipedia

Русский поэт Сергей Городецкий изучал творчество Даниела Варужана, считая, что тот дарит читателям особенные, «глубокие радости». В литературной критике Сергей Городецкий связывает поэзию Варужана с двумя, как он пишет, «противоположными» поэтами — русским «крестьянским» поэтом Клюевым и «отцом» символизма бельгийцем Метерлинком.


Фото: Oformi

Фото: Oformi

Возвращение

Там над озером зеркальным

Домик мой в краю далеком.

Настежь дверь. Родимым оком

В нем горит огонь печальный.

Гроб уж вынесли оттуда —

С ним мою изгнали душу.

На пороге плачет, — слушай!

Кот лохматый, белогрудый.

День придет. Вернусь с тоскою.

В дом к лампаде бездыханной,

Дверь закрою с болью странной, —

И с котом заплачем двое.


«Весь пейзаж, вся бытовая картинка сделана с чисто деревенской сочностью», — отмечает Сергей Городецкий в критической статье «Даниел Варужан (сивасский мужик)». Разбирая символизм произведения, Городецкий говорит об интернациональности образа кота. Плачущее по умершим, почти сказочное, животное является общим для армянской и русской деревни.

Однако тон стихотворения, его внутренний голос, полный неуловимого мистицизма и таинственной тоски, напоминает откровения Метерлинка, который, по словам автора критической статьи, «умел в быту более прозрачном выявлять жуть иного бытия».

Городецкий убежден, что как раз именно это, «призрачное», совпадение Варужана с европейской мыслью выявляет его символизм. Ещё один тип произведений Варужана, в которых явственно отражены общеевропейские тенденции культуры, — сказки.


М. Сарьян. «В ущелье Ахуряна». Дом-музей Мартироса Сарьяна. Источник: artchive.ru

М. Сарьян. «В ущелье Ахуряна». Дом-музей Мартироса Сарьяна. Источник: artchive.ru

«Первый грех»

Белая девушка на склонах гор пасла голубоглазую козочку.

Цветы на ней не вяли, месяц ее любил.

И вот донесся до нее голос из долины — голос демона, бога страсти, властелина гор.

Он звал девушку спуститься в долину, к родинку.

Он говорил, что всюду, где он поцелует, пробегает «жадный трепет безумного желания родить».

И он просил, чтобы девушка принесла ему в жертву свою козочку.

И девушка как зачарованная спустилась вниз.

Она не знала, что такое смерть.

И с песней заколола свою козочку, не заметив ее умоляющих очей.

И мир преобразился.

От крови жертвы помутнел родник. Месяц ушел с горы.

И трепетная босая девушка подняла окровавленные руки к глазам и заплакала о «сладком грехе» своем.


Идиллическая по тону, эта сказка — настоящая трагедия. «Её образы сочны и ароматны. Эта сказка — подлинный миф», — пишет Городецкий. «Эта сказка вырастает как цветок. Ее символы полны движущейся жизни. И в ней народное, национальное сплавлено с общечеловеческим».

Называя Варужана «сивасским мужиком», критик отмечает его колоссальный вклад в искусство, так как он осуществил то, «о чем мечтали лучшие символисты как о высшем достижении современной поэзии».

В оформлении обложки использован портрет Даниела Варужана

Источник: wikipedia.org

Источники и ссылки:

  1. С. Городецкий. «Об Армении и армянской культуре» / под редакцией Г.Б. Гарибджаняна. Ереван: «Айастан», 1974.

  2. А. Тертерян. «Армянская светская литература XIIIXVIII вв.». Ереван : Госунт. Арм. ССР, 1938.

  3. Биография на сайте Аrmenianhouse

Поэт Даниел Варужан — основатель армянского символизма