Правила жизни Марины Сочинской, сценариста фильма «Спитак»

Правила жизни Марины Сочинской, сценариста фильма «Спитак»

Марина Сочинская сценарист фильма «Спитак». В Армению, где прошла часть детства, Марина старается возвращаться раз в год. И это, как минимум. Кроме сценария «Спитак», с которого и начиналась её кинематографическая карьера, Сочинская также написала сценарии нескольких полных метров и дюжины сериалов. Армянскому музею Москвы драматург рассказала, как осмелилась «замахнуться» на столь трудный сюжет, а ещё о том, как готовый фильм помог ей преодолеть страх перед авиаперелётами.

Марина Сочинская на вручении премии Аврора. Фото из архива автора

Марина Сочинская на вручении премии Аврора. Фото из архива автора

1.«Спитак» — мой дипломный сценарий, которым я защищалась во ВГИКе в 2008 году. Когда я его писала, то была полным неофитом в области киноиндустрии, не понимала, что такое «дорогой сценарий», «формат», «бокс-офис», «прокат», «рейтинг». Сейчас, обременённая этими знаниями, я ни за что бы не взялась за подобную масштабную историю, так как понимаю, что шанс попадания на экран таких густонаселённых, жанровых, сложно-постановочных конструкций — практически нереален. Однако наш мастер Александр Эммануилович Бородянский учил нас, что первый полнометражный сценарий надо писать о том, что больше всего волнует, тревожит твое сердце. Писать, не оглядываясь на конъюнктуру, на политическую ситуацию, на быстрый успех. И сейчас я понимаю, что это правильно. Пусть фильм шел к зрителю 10 лет, но значит, такова его судьба. Главное, что он был написан сердцем, и что в пути на экран ему помогало множество людей, совершенно бескорыстно.

2. То, что фильм случился, и к тому же получил такую блестящую фестивальную историю, я воспринимаю как чудо. Или Божий промысел, проводниками которого были: мой однокурсник, а ныне блестящий коуч и руководитель онлайн-мастерских сценарного искусства Александр Молчанов, три прекрасные женщины — сценарный и литературный агент, редактор Анна Ефимова, продюсер Елена Гликман и супер-профи в области кино-индустрии и масс-медиа Елена Лапина.

3. Отец министра культуры РФ Владимира Ростиславовича Мединского руководил спасательными работами в зоне бедствия во время землетрясения в Армении в 1988 году. Не могу не выразить министру свою благодарность и глубокую признательность. И это не пустые слова — благодаря ему фильм получил господдержку Минкульта.

Фото 1: с коллегами по фильму «Спитак». Фото 2: с исполнителем роли Гора Лерником Арутюняном и продюсером с армянской стороны Терезой Варжапетян. Фото 3: Елена Гликман, Анна Цуканова-Котт, Серж Танкян. Фото 4: Александр Котт, Тереза Варжапетян, Марина Сочинская

4. Самая большая удача, что режиссером фильма стал Александр Котт. Он — прекрасный, тонко чувствующий и очень талантливый современный художник. Особая моя благодарность ему и продюсеру Лене Гликман за то, что со свойственной им деликатностью и пониманием они выдержали мои рефлексии и конвульсии по поводу изменения структуры сценария и его сюжетных линий. 

5. До выхода «Спитака» мною владел страх полётов на самолётах. Благодаря фильму я излечилась от аэрофобии, так как фестивальная судьба его была прекрасна — страны, континенты, города. К примеру, навсегда запечатлелись в сердце зрители в Торонто, где «Спитак» получил два приза — «Лучший фильм» и «Зрительских симпатий». Особенно запомнился один из зрителей — участник спасательных работ, который во время обсуждения со слезами на глазах благодарил за правдивую скрупулезность, воссоздающую подлинную атмосферу тех ужасных и скорбных дней, и передавший в дар съемочной группе благодарственное письмо французских спасателей, датированное 1988 годом. 

Фото 1 и фото 2: сценарий фильма «Спитак». Фото 3: Марина Сочинская с любимой собакой Тюпой. Фото 4: первая читка в 2008 году в театре.doc

6. Во время фестивальной истории фильма, было много встреч со зрителями. Были разные мнения. И восторженные, и отрицательные. Сценарий полностью основан на реальных событиях и судьбах реальных людей, однако многие очевидцы, которые пережили эту трагедию, подчас не согласны с действием на экране, утверждая, что они там были и такого не видели. Это нормально — мы не можем являться очевидцами всех событий, которые происходят в нашей действительности, но это не значит, что этого не было.

7. Главное это кино не для нас, современников и очевидцев. Кино для будущих поколений. Благодаря картине они смогут узнать, проникнуться и сопереживать всему тому, что случилось до их рождения. Это и называется — история.   

Все фото из архива Марины Сочинской

 

Правила жизни Марины Сочинской, сценариста фильма «Спитак»