Ленты и ожерелья в средневековом искусстве: чем схожи скульптуры Армении и Сасанидского Ирана

Ленты и ожерелья в средневековом искусстве: чем схожи скульптуры Армении и Сасанидского Ирана

Культуры Армении и Сасанидского Ирана, особенно в период Средневековья, тесно связаны. Об этом, например, свидетельствуют одни и те же образы животных в скульптуре. В украшении армянских церквей можно встретить изображения лент и ожерелий – распространенных в персидском искусстве. Как и почему в храмах Армении уживались христианская и мифологическая символика сасанидской культуры – в нашем материале.

Изучение средневековой Армении поднимает ряд важных для всего восточнохристианского искусства вопросов. Это касается, прежде всего, становления и развития христианского искусства в IV-VII веках, его культурных связей с соседними нехристианскими странами – в первую очередь, с Сасанидским Ираном. К сожалению, эта область армянской истории исследована не до конца.

Фазан с ожерельем в клюве. Серебряное блюдо, VI в. Эрмитаж. Фото: Путем орнамента: Исследования по искусству Византийского мира (2013)

Влияние сасанидской культуры распространилось от Западной Европы до Индии. Стоит выделить один из ее основных мотивов, особенно характерных для Ирана и нашедших свое отражение в христианском мире, – мотив лент и ожерелий в изображениях людей, животных и на культовых предметах. В Иране ленты отличали головные уборы царских особ и вельмож, их повязывали на грудь и поясницу, украшали ими конец и оружие. Ленты считались знаком богоизбранности и власти. Ленты-диадемы на пехлеви назывались «патив», оттуда это слово перешло в древнеармянский, где в средние века, так же как и в Персии, оно означало княжеский венец и повязку на голове или груди.

В сасанидском дворцовом церемониале ленты имели регламентированное применение. В искусстве они стали иконографическим атрибутом и характерным декоративным элементом. Ленты присутствуют на серебряных блюдах в сценах царской охоты, на рельефах, высеченных в скалах, а ожерельями из драгоценных камней на золотых нитях украшались священные сосуды во время религиозных торжеств. Сасанидские ленты, несомненно, имеют общее происхождение с античной диадемой – символом победы и царского достоинства.

Слева: Крест с лентами на триумфальной арке в Аване, IV-V вв. Справа: Портал западного входа Ереруйкской базилики, V в. Фото: Путем орнамента: Исследования по искусству Византийского мира (2013)

Самые ранние изображения лент в церковном декоре Армении встречаются уже в V-VI веках. Как распространенные символы святости, веры и славы они обычно сопровождают изображение креста. Их общий рисунок в виде расширяющихся полос и деталей, передающих изгибы ткани, повторяют сасанидские образцы, что указывает на влияние этой культуры на армянскую, считает исследовательница восточнохристианского искусства Лилит Микаелян.

Одинаковые изображения равноконечного креста с лентами украшают две базилики IV-V веков – в Агараке (Сюникская область) и в Аване (Арагацотнская область). Оба креста – характерны для раннехристианского периода: равноконечные, на короткой рукояти, в неполном круге, образованной тонкой лентой, концы которой круто завернуты и сильно расширены вверху, как и в сасанидской иконографии. В Ереруйкской базилике V века (Ширакская область), выдающейся своими размерами и богатым оформлением, все три входа помечены равноконечным крестом в низком рельефе.

Слева: Крест с лентами над западным входом южного фасада Ереруйкской базилики, V в. Справа: Стела из Мугни,VI-VII вв. Фото: Путем орнамента: Исследования по искусству Византийского мира (2013)

Помимо лент, в армянских раннехристианских памятниках также встречаются крылья у основания креста. В сасанидском искусстве они в основном помещались на царских коронах. В христианской Армении они сохранились на нескольких рельефах, в также стелах VI-VII веков: с объемным крестом из Двина (Араратская область) и с двумя изображениями крылатого креста из Мугни (Арагацотнская область). На некоторых рельефах крест сопровождают и крылья, и ленты: таково, например, изображение на одной из капителий триумфальной арки базилики V века в Цилкани (сейчас – Мцхетский муниципалитет, Грузия).

Ряд памятников содержит изображения украшенных лентами животных. Например, орел на западном фасаде базилики Карасниц V-VI века в Пашванке (ранее – область Васпуракан, сейчас – территория Турции). Вместо лап из туловища птицы выходят две извилистые ленты. Впрочем, некоторые исследователи видят в этом изображении павлина или голубя, которые также довольно распространены в христианстве.

Слева: Орел с лентами на западном фасаде базилики в Пашванке, V-VI вв. Справа: Орел с лентами на керамической плите из усыпальницы в Ахцке, IV в. Фото: Путем орнамента: Исследования по искусству Византийского мира (2013)

В комплексе усыпальницы армянских царей Аршакидов IV века в Ахцке (Арагацотнская область) были найдены керамические плитки с изображениями баранов, ланей, оленей, медведей, верблюдов и орлов с лентами на шее. На западном фасаде Атенского Сиона второй половины VII века в Грузии, о связи с Арменией которого свидетельствует армянская надпись на южном фасаде храма, изображен Сэнмурв с лентой из-под крыльев.

Ярким примером живучести сасанидских образов в христианском искусстве и после падения Сасанидской империи является церковь Святого Креста на острове Ахтамар (сейчас – Турция). Храм имеет богатое скульптурное оформление: ветхозаветные и евангельские сцены, ктиторские рельефы, множество символических и аллегорических изображений, отражающих не только христианское вероучение, но и древние фольклорные представления. Особенно это проявляется в многочисленных образах животных и птиц, значительная часть которых имеет древневосточные и сасанидские прототипы. Так, в главном рельефном поясе изображены птица с бараньей головой и ожерельем на шее, а также грифон с ожерельем вокруг туловища. Круглые полости на украшениях в древности были инкрустированы цветным фаянсом.

Южный фасад церкви Святого Креста, 915-921 гг. Ахмамар. Слева: Грифон. Справа: Птица с браньей головой. Фото: Путем орнамента: Исследования по искусству Византийского мира (2013)

Таким образом, из-за политической обстановки IV-VII веков сасанидское искусство было невероятно популярным в Закавказье. Эти образы были общеизвестны и казались вполне уместными в контексте христианской культуры, кроме того, они смогли пережить падение Сасанидской империи, оставшись в армянской культуре надолго. Изображения лент в скульптуре Армении хоть и не многочисленны, но довольно разнообразны, из чего следует, что они, с одной стороны, имели несколько образцов для заимствования, а с другой – довольно свободно трактовались в произведениях христианского искусства.

Источник: Микаелян Л. Мотив лент и ожерелий в средневековой скульптуре Армении и в искусстве Сасанидского Ирана / Путем орнамента: Исследования по искусству Византийского мира, 2013

Обложка: Протомы козлов с парными крыльями и лентами на напольной мозаике из Антиохии, V-VI вв. Из коллекции Лувра. Фото: RMN-Grand Palais / Christian Jean / Jean Schormans (art.rmngp.fr)

Ленты и ожерелья в средневековом искусстве: чем схожи скульптуры Армении и Сасанидского Ирана