Тайны урартских крепостей. Чем продолжают удивлять урарты — разгадываем с 3D-реконструктором!

Тайны урартских крепостей. Чем продолжают удивлять урарты — разгадываем с 3D-реконструктором!

Что скрывает под своими слоями древняя армянская земля? Среди молчаливых камней и таинственных холмов проступает память о великой Урартской империи — первом государственном объединении на Армянском нагорье. Почти три тысячи лет назад здесь расцветали города, строились крепости, формировалась культура, оставившая глубокий след в истории Армении.

Урартские крепости раскиданы по всей территории Армянского нагорья, включая регионы, которые сегодня входят в состав других государств. На территории современной Армении лучше всего сохранились три важные крепости — Эребуни, Тейшебаини и Аргиштихинили.

Что мы знаем о них сегодня? Как выглядели эти города и как была устроена жизнь внутри крепостных стен? Что архитектура может рассказать нам о культуре, быте, мышлении людей, живших почти три тысячи лет назад? Об этом мы поговорили с архитектором, 3D-реконструктором, руководителем департамента Науки и реставрации Историко-археологического музея-заповедника «Эребуни» Рубеном Саргсяном.

Эребуни-Ереван. От урартского форпоста к 12-й столице Армении

На юго-востоке Еревана, на холме с поэтичным названием Арин-берд, «Кровавый холм», расположены руины древней урартской крепости с не менее поэтичным названием — Эребуни. По одной версии, название «Эребуни» означает «победа», по другой — происходит от имени местного племени Эриахи, когда-то обитавшего на этих землях. Так или иначе, с течением времени произошла трансформация «Эребуни-Эревуни-Ереван».

 

Эребуни. Автор снимков: Ася Ерицян

Каждый житель армянской столицы знает: письменная история города началась именно здесь, с основания крепости Эребуни в 782 году до н.э. урартским царём Аргишти I. Об этом свидетельствует и своеобразный «паспорт» города — клинописная надпись на каменной плите, которая гласит:

«Величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа, построил эту крепость великолепную, назвал её Эребуни для укрепления страны Биайнили[1] и устрашения вражеских стран».

И крепость действительно великолепная! Она впечатляет как своим сакральным значением, так и архитектурными особенностями.

«В своё время Эребуни была одной из крепостей, подчинённых Тушпе столице Урарту. Эребуни имеет для нас особое, сакральное значение: ведь это будущий Ереван, ставший столицей Армении в XX веке. С архитектурной точки зрения, крепость также имеет свои изюминки. Здесь найдены архитектурные формы, которых нет в других урартских крепостях. Например, здание, упомянутое в клинописи как «дом, построенный в честь бога Халди» (верховный бог в урарстком пантеоне прим. ред). Исследователи называют его храмом, но по своей типологии это не классический культовый объект. Возможно, это особая форма культового дворца с ритуальной функцией. Аналогов ему в других крепостях пока не найдено», — рассказывает архитектор, 3D-реконструктор Рубен Саргсян.

 

3D-реконструкция Рубена Саргсяна

 

По его словам, не менее впечатляют инженерные решения. Например, часть канализационной системы, отводившей дождевые воды с внутренних площадок крепости. Её наличие говорит о высоком уровне строительной мысли и продуманности урартской архитектуры.

В отличие от многих других урартских крепостей, Эребуни не была полностью разрушена или заброшена. Например, Тейшебаини была сожжена и дошла до нас в почти неизменном, «законсервированном» виде. Эребуни же оставалась живым пространством на протяжении веков. Здания перестраивались, меняли своё назначение. Культурные слои здесь буквально наслаиваются друг на друга: урартские, античные, эллинистические, средневековые. Всё это делает Эребуни археологически сложным, но поистине бесценным объектом.

 

3D-реконструкция Рубена Саргсяна

 

«Раскопки в Эребуни продолжаются и сегодня. Здесь были найдены не только артефакты урартского периода, но и предметы V–VI веков до н. э., относящиеся к периоду армянской царской династии Ервандидов, во время правления которой Армения входила в состав Ахеменидской Персии. Обнаружены и античные монеты. Например, серебряная монета императора Августа Октавиана. Есть и средневековые находки X–XIII веков. Это говорит о том, что крепость и город у подножия холма никогда не были полностью заброшены. Такая многослойность является и особенностью, и вызовом: археологу нужно точно понять, где заканчивается Урарту и начинается новый исторический пласт», отмечает Рубен Саргсян.


Фрески, ставшие символом Еревана

По словам Рубена Саргсяна, крепость Эребуни дала самую богатую и разнообразную коллекцию фресок среди всех урартских крепостей. Эти фрагменты сохранились в относительно хорошем состоянии и поражают своей палитрой. Только здесь можно увидеть изображения людей, не отчеканенные на металле, а выполненные непосредственно на стенах, в росписи.

«Состав красок говорит о развитых торговых связях и мастерстве художников: синий пигмент импортирован из Египта, красная и коричневая охра получены из окиси железа, зелёный оттенок из меди, белый из известняка и каолина, чёрный из сажи», — уточняет Рубен Саргсян.

 

Монументальная роспись из крепости Эребуни. Источник

 

Тематика росписей условно делится на две группы — религиозную и светскую. Урарты изображали не только богов, но и сцены из повседневной жизни, что позволяет лучше понять их уклад.

«В религиозных сценах чаще всего изображаются полосы с центральным элементом квадратом с символом солнца. Вокруг него фигуры льва, быка или Ламмасу, мифического существа с телом льва, крыльями орла и человеческим торсом. Есть теория, что лев символизирует верховного бога Халди, бык бога грозы Тейшебу. Изображение Ламмасу было распространено и в соседних с Урарту странах, на территории это дух-хранитель, защищающий от злых сил. В светских росписях мы встречаем пастухов с собаками и стадами, сцены охоты на диких животных, например, на леопарда. Есть изображения людей с буйволами, предположительно во время посева. Это, конечно, является очень ценным археологическим материалом, что помогает нам заглянуть в повседневную жизнь урартов», подчёркивает Рубен Саргсян.


Аргиштихинили: Крепость на двух холмах

Армавир — один из исторически значимых армянских городов у подножия горы Арагац. Его истоки также восходят к урартской эпохе. Через семь лет после основания Эребуни царь Аргишти I решил построить ещё одну крепость и назвал её в свою честь — Аргиштихинили. Таким образом, и Эребуни, и Аргиштихинили были возведены в VIII веке до н. э. царём Аргишти в период бурного расцвета Урарту. Это было время, когда Урарту стало самой могущественной державой региона, обойдя своего главного соперника — Ассирию. Возможно, именно поэтому обе крепости отличались передовыми для своего времени архитектурными и инженерными решениями.

«Аргиштихинили отличается уникальной планировкой, состоит из двух холмов, восточного и западного, по сути представляя собой две крепости. Восточный холм был религиозным центром: здесь стоял храм верховного бога Халди, где проходили культовые обряды и служили жрецы. Западный холм играл административную и хозяйственную роль: здесь располагался колонный зал наместника царя, зернохранилища и склады. Аргиштихинили не единственная подобная крепость. Схожую структуру имеет Сардурихинили, расположенная у озера Ван на территории современной Турции. В такой планировке есть оборонительная логика: западный холм должен был прикрывать восточный в случае нападения», — отмечает Рубен Саргсян.

 

Изображения:
3D-реконструкция Рубена Саргсяна

Хотя крепость была основана царём Аргишти I, в дальнейшем она расширялась. Его сын, Сардури II, продолжил строительство, добавив, в частности, новые помещения для хранения зерна. «Крепость неоднократно перестраивалась правителями, прибывавшими из столицы. Это говорит о её стратегической важности, сохранявшейся в течение многих лет», — добавляет исследователь.

Тейшебаини. Последний оплот урартской цивилизации

Эребуни — не единственная урартская крепость на территории современного Еревана. На холме Кармир-Блур (в переводе с армянского — «Красный холм») находятся руины грандиозной крепости Тейшебаини, построенной в VII веке до н. э. царём Русой II. Крепость была посвящена Тейшебе — богу грозы и молнии. Возможно, обращение к этому божеству было попыткой обеспечить дождь и хороший урожай в сложные времена? А может быть, это отражение перемен в идеологической системе Урарту? Что если в период заката культ верховного бога Халди постепенно утратил своё значение, и жители начали обращаться к другим силам пантеона?

«Тейшебаини является для меня одной из самых интересных крепостей с точки зрения эстетики, настоящей урартской помпезности и сохранности архитектурных форм Урарту. В отличие от Эребуни и Аргиштихинили, крепость Тейшебаини имела два этажа, что повышало её неприступность в случае осады. Так, инженеры в те времена были настолько смышлёные, что построили первый этаж так, чтобы его стены служили основанием для второго этажа. Архитектурные решения Тейшебаини очень грамотно сочетали и стратегические, и бытовые задачи. На первом этаже находились зернохранилища, кладовые для вина, пива и воды, а на втором этаже жилые комнаты», подчеркивает архитектор, 3D-реконструктор Рубен Саргсян.  

 

Изображения:
3D-реконструкция Рубена Саргсяна

Особое внимание заслуживает факт переселения жителей из Эребуни в Тейшебаини, что подтверждается найденными при археологических раскопках предметами с клинописными метками «Эребуни».

Тейшебаини стал одним из последних оплотов урартской цивилизации. Судьба Тейшебаини оказалась трагичной: после длительной осады крепость была сожжена, по всей вероятности, скифами, которые никак не могли сломить мощную оборону.

Архитектура, продуманная до мелочей! Чем удивляют урарты?

Урартские крепости отличались многофункциональностью и продуманностью. За высокими стенами скрывались не просто постройки, а тщательно организованное пространство с храмами, хранилищами и резиденциями.

«В урартскую эпоху крепость выполняла сразу несколько задач административную, религиозную и хозяйственную. Обязательными элементами были храм и карасовая кладовая помещение для хранения вина, воды и масел в глиняных сосудах (карасах). В некоторых крепостях встречались и водохранилища. Такие находки зафиксированы, например, в Аргиштихинили, Сардурихинили и Эребуни. Крепости имели парадные ворота, главную площадь, вокруг которой располагались ключевые постройки: храм, резиденция наместника, колонные залы и жилые помещения», рассказывает архитектор, 3D-реконструктор Рубен Саргсян.

Особую роль в строительстве играло расположение. Крепости возводились на вершинах холмов, и рельеф определял их планировку.

«У каждой крепости была своя архитектурная структура, зависящая от особенностей ландшафта. Поэтому планировки могли существенно отличаться. Так, Эребуни имела треугольную форму, Тейшебаини структуру, напоминающую букву “П”, а Аргиштихинили вытянутую композицию из соединённых в ряд квадратов. При этом сохранялись общие черты: башни, стены, проходы всё подчинялось оборонительным задачам. Часто встречающаяся деталь длинная стена у главных ворот, расположенная либо слева, либо справа. Такая конструкция позволяла защитникам сверху атаковать врага сбоку или с тыла, когда он подходил с тараном. Это делало его спину самой уязвимой точкой, и урартские зодчие точно это рассчитывали», — отмечает Рубен Саргсян.

Независимо от типа сооружения (храм, дворец или крепостная стена) в основании использовали камень, а в верхней части стен — сырцовый кирпич. Например, в Эребуни, Аргиштихинили и Тейшебаини основания достигали 2–3 метров в высоту, а над ними возводились кирпичные стены — до 10 метров и выше.

«До наших дней в основном сохранились лишь каменные основания. Кирпичная часть разрушалась под воздействием времени и климата. Тем не менее, сама технология оказалась настолько удачной, что пережила века: схожий принцип встречается в архитектуре Средневековья и даже в постройках XXI века в Армении. Правда, сегодня он уже используется редко», — комментирует архитектор.

Выбор строительных материалов зависел от природных ресурсов конкретного холма. В Эребуни это были туф и базальт; в Тейшебаини — почти исключительно базальт, местами — туф. Также применялись андезит и известняк. Камень подбирали тот, что в буквальном смысле был под рукой. Так, например, по одной из версий, название холма Арин-берд, где стоит крепость Эребуни, переводится как «кровавый холм» из-за насыщенного красного цвета туфа, ставшего её основой.

Город или крепость? Главное заблуждение

Изучая урартские крепости, легко сделать ошибочный вывод: принять их за полноценные города. На самом деле это лишь часть общей картины. Крепости всегда строились на вершинах холмов, тогда как сам город располагался у их подножия. Внутри укреплений жили правящие круги — царь, вельможи, жрецы. А простые горожане жили у подножия холма, в городской части.

«Археологических данных о таких зонах сохранилось крайне мало, поясняет Рубен Саргсян. Пример: крепость Эребуни. Её городская часть находилась на месте современного Еревана. Сегодня она либо утеряна, либо скрыта под плотной застройкой. Урбанизация в всем мире, к большому сожалению, не щадит древние памятники: археологические зоны становятся недоступны или исчезают под новыми домами».

Тем не менее, даже внутри самих крепостей было всё необходимое для жизни. В Аргиштихинили, например, найдено водохранилище объёмом до 70 тысяч литров. Во всех крепостях были винные и зерновые хранилища, жилые зоны, колонные залы. Но важно понимать: крепость — это ядро, а город — его более широкая социальная оболочка.

Насколько достоверны 3D-реконструкции?

Современные 3D-реконструкции позволяют нам увидеть урартские крепости такими, какими они могли быть в древности. Однако визуальная убедительность ещё не означает историческую точность.

«Самая большая сложность при создании 3D-реконструкций урартских крепостей это нехватка и противоречивость информации. Археологические чертежи, сделанные после раскопок, часто не совпадают. Только наложив их друг на друга, можно попытаться выстроить целостную картину», делится Рубен Саргсян.

Именно поэтому, как отмечает исследователь, работа над моделью начинается не с компьютера, а с архивов, раскопок, полевых дневников и сопоставления данных. Именно такой подход делает реконструкции надёжными и позволяет воспринимать их не просто как визуализацию, а как аргументированную научную гипотезу.

«Исследовательская часть самая трудоёмкая. Именно на этапе анализа источников приходится принимать ключевые решения: какую версию планировки выбрать, какие данные считать достоверными. Техническая реализация моделирование, создание текстур по сравнению с этим значительно проще. Но в основе любой реконструкции лежит не только визуальное воображение, а кропотливая археологическая аналитика», подчёркивает он.

Сегодня, спустя тысячелетия, мы продолжаем открывать Урарту — по фрагментам фресок, линиям крепостных стен, следам повседневной жизни. Эти открытия не только обогащают историю, но и помогают понять, с чего начиналась цивилизация на Армянском нагорье. И, быть может, здесь мы находим не только прошлое, но и часть самих себя. А, быть может, и наше будущее.  

Ася Ерицян, журналист


[1] Так урарты называли свое государство. Другие названия Ванское царство, Араратское царство.


Тайны урартских крепостей. Чем продолжают удивлять урарты — разгадываем с 3D-реконструктором!