Тайны урартских крепостей. Чем продолжают удивлять урарты — разгадываем с 3D-реконструктором!
Что скрывает под своими слоями древняя армянская земля? Среди молчаливых камней и таинственных холмов проступает память о великой Урартской империи — первом государственном объединении на Армянском нагорье. Почти три тысячи лет назад здесь расцветали города, строились крепости, формировалась культура, оставившая глубокий след в истории Армении.
Урартские крепости раскиданы по всей территории Армянского нагорья, включая регионы, которые сегодня входят в состав других государств. На территории современной Армении лучше всего сохранились три важные крепости — Эребуни, Тейшебаини и Аргиштихинили.
Что мы знаем о них сегодня? Как выглядели эти города и как была устроена жизнь внутри крепостных стен? Что архитектура может рассказать нам о культуре, быте, мышлении людей, живших почти три тысячи лет назад? Об этом мы поговорили с архитектором, 3D-реконструктором, руководителем департамента Науки и реставрации Историко-археологического музея-заповедника «Эребуни» Рубеном Саргсяном.
Эребуни-Ереван. От урартского форпоста к 12-й столице Армении
На юго-востоке Еревана, на холме с поэтичным названием Арин-берд, «Кровавый холм», расположены руины древней урартской крепости с не менее поэтичным названием — Эребуни. По одной версии, название «Эребуни» означает «победа», по другой — происходит от имени местного племени Эриахи, когда-то обитавшего на этих землях. Так или иначе, с течением времени произошла трансформация «Эребуни-Эревуни-Ереван».
Эребуни. Автор снимков: Ася Ерицян
Каждый житель армянской столицы знает: письменная история города началась именно здесь, с основания крепости Эребуни в 782 году до н.э. урартским царём Аргишти I. Об этом свидетельствует и своеобразный «паспорт» города — клинописная надпись на каменной плите, которая гласит:
«Величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа, построил эту крепость великолепную, назвал её Эребуни для укрепления страны Биайнили[1] и устрашения вражеских стран».
И крепость действительно великолепная! Она впечатляет как своим сакральным значением, так и архитектурными особенностями.
«В своё время Эребуни была одной из крепостей, подчинённых Тушпе — столице Урарту. Эребуни имеет для нас особое, сакральное значение: ведь это будущий Ереван, ставший столицей Армении в XX веке. С архитектурной точки зрения, крепость также имеет свои изюминки. Здесь найдены архитектурные формы, которых нет в других урартских крепостях. Например, здание, упомянутое в клинописи как «дом, построенный в честь бога Халди» (верховный бог в урарстком пантеоне — прим. ред). Исследователи называют его храмом, но по своей типологии это не классический культовый объект. Возможно, это особая форма культового дворца с ритуальной функцией. Аналогов ему в других крепостях пока не найдено», — рассказывает архитектор, 3D-реконструктор Рубен Саргсян.
3D-реконструкция Рубена Саргсяна
По его словам, не менее впечатляют инженерные решения. Например, часть канализационной системы, отводившей дождевые воды с внутренних площадок крепости. Её наличие говорит о высоком уровне строительной мысли и продуманности урартской архитектуры.
В отличие от многих других урартских крепостей, Эребуни не была полностью разрушена или заброшена. Например, Тейшебаини была сожжена и дошла до нас в почти неизменном, «законсервированном» виде. Эребуни же оставалась живым пространством на протяжении веков. Здания перестраивались, меняли своё назначение. Культурные слои здесь буквально наслаиваются друг на друга: урартские, античные, эллинистические, средневековые. Всё это делает Эребуни археологически сложным, но поистине бесценным объектом.
3D-реконструкция Рубена Саргсяна
«Раскопки в Эребуни продолжаются и сегодня. Здесь были найдены не только артефакты урартского периода, но и предметы V–VI веков до н. э., относящиеся к периоду армянской царской династии Ервандидов, во время правления которой Армения входила в состав Ахеменидской Персии. Обнаружены и античные монеты. Например, серебряная монета императора Августа Октавиана. Есть и средневековые находки X–XIII веков. Это говорит о том, что крепость и город у подножия холма никогда не были полностью заброшены. Такая многослойность является и особенностью, и вызовом: археологу нужно точно понять, где заканчивается Урарту и начинается новый исторический пласт», — отмечает Рубен Саргсян.
Фрески, ставшие символом Еревана
По словам Рубена Саргсяна, крепость Эребуни дала самую богатую и разнообразную коллекцию фресок среди всех урартских крепостей. Эти фрагменты сохранились в относительно хорошем состоянии и поражают своей палитрой. Только здесь можно увидеть изображения людей, не отчеканенные на металле, а выполненные непосредственно на стенах, в росписи.
«Состав красок говорит о развитых торговых связях и мастерстве художников: синий пигмент импортирован из Египта, красная и коричневая охра получены из окиси железа, зелёный оттенок — из меди, белый — из известняка и каолина, чёрный — из сажи», — уточняет Рубен Саргсян.
Тематика росписей условно делится на две группы — религиозную и светскую. Урарты изображали не только богов, но и сцены из повседневной жизни, что позволяет лучше понять их уклад.
«В религиозных сценах чаще всего изображаются полосы с центральным элементом — квадратом с символом солнца. Вокруг него фигуры льва, быка или Ламмасу, мифического существа с телом льва, крыльями орла и человеческим торсом. Есть теория, что лев символизирует верховного бога Халди, бык — бога грозы Тейшебу. Изображение Ламмасу было распространено и в соседних с Урарту странах, на территории — это дух-хранитель, защищающий от злых сил. В светских росписях мы встречаем пастухов с собаками и стадами, сцены охоты на диких животных, например, на леопарда. Есть изображения людей с буйволами, предположительно во время посева. Это, конечно, является очень ценным археологическим материалом, что помогает нам заглянуть в повседневную жизнь урартов», — подчёркивает Рубен Саргсян.
Аргиштихинили: Крепость на двух холмах
Армавир — один из исторически значимых армянских городов у подножия горы Арагац. Его истоки также восходят к урартской эпохе. Через семь лет после основания Эребуни царь Аргишти I решил построить ещё одну крепость и назвал её в свою честь — Аргиштихинили. Таким образом, и Эребуни, и Аргиштихинили были возведены в VIII веке до н. э. царём Аргишти в период бурного расцвета Урарту. Это было время, когда Урарту стало самой могущественной державой региона, обойдя своего главного соперника — Ассирию. Возможно, именно поэтому обе крепости отличались передовыми для своего времени архитектурными и инженерными решениями.
«Аргиштихинили отличается уникальной планировкой, состоит из двух холмов, восточного и западного, по сути представляя собой две крепости. Восточный холм был религиозным центром: здесь стоял храм верховного бога Халди, где проходили культовые обряды и служили жрецы. Западный холм играл административную и хозяйственную роль: здесь располагался колонный зал наместника царя, зернохранилища и склады. Аргиштихинили — не единственная подобная крепость. Схожую структуру имеет Сардурихинили, расположенная у озера Ван на территории современной Турции. В такой планировке есть оборонительная логика: западный холм должен был прикрывать восточный в случае нападения», — отмечает Рубен Саргсян.
Изображения:
3D-реконструкция Рубена Саргсяна
Хотя крепость была основана царём Аргишти I, в дальнейшем она расширялась. Его сын, Сардури II, продолжил строительство, добавив, в частности, новые помещения для хранения зерна. «Крепость неоднократно перестраивалась правителями, прибывавшими из столицы. Это говорит о её стратегической важности, сохранявшейся в течение многих лет», — добавляет исследователь.
Тейшебаини. Последний оплот урартской цивилизации
Эребуни — не единственная урартская крепость на территории современного Еревана. На холме Кармир-Блур (в переводе с армянского — «Красный холм») находятся руины грандиозной крепости Тейшебаини, построенной в VII веке до н. э. царём Русой II. Крепость была посвящена Тейшебе — богу грозы и молнии. Возможно, обращение к этому божеству было попыткой обеспечить дождь и хороший урожай в сложные времена? А может быть, это отражение перемен в идеологической системе Урарту? Что если в период заката культ верховного бога Халди постепенно утратил своё значение, и жители начали обращаться к другим силам пантеона?
«Тейшебаини является для меня одной из самых интересных крепостей с точки зрения эстетики, настоящей урартской помпезности и сохранности архитектурных форм Урарту. В отличие от Эребуни и Аргиштихинили, крепость Тейшебаини имела два этажа, что повышало её неприступность в случае осады. Так, инженеры в те времена были настолько смышлёные, что построили первый этаж так, чтобы его стены служили основанием для второго этажа. Архитектурные решения Тейшебаини очень грамотно сочетали и стратегические, и бытовые задачи. На первом этаже находились зернохранилища, кладовые для вина, пива и воды, а на втором этаже — жилые комнаты», — подчеркивает архитектор, 3D-реконструктор Рубен Саргсян.
Изображения:
3D-реконструкция Рубена Саргсяна
Особое внимание заслуживает факт переселения жителей из Эребуни в Тейшебаини, что подтверждается найденными при археологических раскопках предметами с клинописными метками «Эребуни».
Тейшебаини стал одним из последних оплотов урартской цивилизации. Судьба Тейшебаини оказалась трагичной: после длительной осады крепость была сожжена, по всей вероятности, скифами, которые никак не могли сломить мощную оборону.
Архитектура, продуманная до мелочей! Чем удивляют урарты?
Урартские крепости отличались многофункциональностью и продуманностью. За высокими стенами скрывались не просто постройки, а тщательно организованное пространство с храмами, хранилищами и резиденциями.
«В урартскую эпоху крепость выполняла сразу несколько задач — административную, религиозную и хозяйственную. Обязательными элементами были храм и карасовая кладовая — помещение для хранения вина, воды и масел в глиняных сосудах (карасах). В некоторых крепостях встречались и водохранилища. Такие находки зафиксированы, например, в Аргиштихинили, Сардурихинили и Эребуни. Крепости имели парадные ворота, главную площадь, вокруг которой располагались ключевые постройки: храм, резиденция наместника, колонные залы и жилые помещения», — рассказывает архитектор, 3D-реконструктор Рубен Саргсян.
Особую роль в строительстве играло расположение. Крепости возводились на вершинах холмов, и рельеф определял их планировку.
«У каждой крепости была своя архитектурная структура, зависящая от особенностей ландшафта. Поэтому планировки могли существенно отличаться. Так, Эребуни имела треугольную форму, Тейшебаини — структуру, напоминающую букву “П”, а Аргиштихинили — вытянутую композицию из соединённых в ряд квадратов. При этом сохранялись общие черты: башни, стены, проходы — всё подчинялось оборонительным задачам. Часто встречающаяся деталь — длинная стена у главных ворот, расположенная либо слева, либо справа. Такая конструкция позволяла защитникам сверху атаковать врага сбоку или с тыла, когда он подходил с тараном. Это делало его спину самой уязвимой точкой, и урартские зодчие точно это рассчитывали», — отмечает Рубен Саргсян.
Независимо от типа сооружения (храм, дворец или крепостная стена) в основании использовали камень, а в верхней части стен — сырцовый кирпич. Например, в Эребуни, Аргиштихинили и Тейшебаини основания достигали 2–3 метров в высоту, а над ними возводились кирпичные стены — до 10 метров и выше.
«До наших дней в основном сохранились лишь каменные основания. Кирпичная часть разрушалась под воздействием времени и климата. Тем не менее, сама технология оказалась настолько удачной, что пережила века: схожий принцип встречается в архитектуре Средневековья и даже в постройках XXI века в Армении. Правда, сегодня он уже используется редко», — комментирует архитектор.
Выбор строительных материалов зависел от природных ресурсов конкретного холма. В Эребуни это были туф и базальт; в Тейшебаини — почти исключительно базальт, местами — туф. Также применялись андезит и известняк. Камень подбирали тот, что в буквальном смысле был под рукой. Так, например, по одной из версий, название холма Арин-берд, где стоит крепость Эребуни, переводится как «кровавый холм» из-за насыщенного красного цвета туфа, ставшего её основой.
Город или крепость? Главное заблуждение
Изучая урартские крепости, легко сделать ошибочный вывод: принять их за полноценные города. На самом деле это лишь часть общей картины. Крепости всегда строились на вершинах холмов, тогда как сам город располагался у их подножия. Внутри укреплений жили правящие круги — царь, вельможи, жрецы. А простые горожане жили у подножия холма, в городской части.
«Археологических данных о таких зонах сохранилось крайне мало, — поясняет Рубен Саргсян. — Пример: крепость Эребуни. Её городская часть находилась на месте современного Еревана. Сегодня она либо утеряна, либо скрыта под плотной застройкой. Урбанизация в всем мире, к большому сожалению, не щадит древние памятники: археологические зоны становятся недоступны или исчезают под новыми домами».
Тем не менее, даже внутри самих крепостей было всё необходимое для жизни. В Аргиштихинили, например, найдено водохранилище объёмом до 70 тысяч литров. Во всех крепостях были винные и зерновые хранилища, жилые зоны, колонные залы. Но важно понимать: крепость — это ядро, а город — его более широкая социальная оболочка.
Насколько достоверны 3D-реконструкции?
Современные 3D-реконструкции позволяют нам увидеть урартские крепости такими, какими они могли быть в древности. Однако визуальная убедительность ещё не означает историческую точность.
«Самая большая сложность при создании 3D-реконструкций урартских крепостей — это нехватка и противоречивость информации. Археологические чертежи, сделанные после раскопок, часто не совпадают. Только наложив их друг на друга, можно попытаться выстроить целостную картину», — делится Рубен Саргсян.
Именно поэтому, как отмечает исследователь, работа над моделью начинается не с компьютера, а с архивов, раскопок, полевых дневников и сопоставления данных. Именно такой подход делает реконструкции надёжными и позволяет воспринимать их не просто как визуализацию, а как аргументированную научную гипотезу.
«Исследовательская часть — самая трудоёмкая. Именно на этапе анализа источников приходится принимать ключевые решения: какую версию планировки выбрать, какие данные считать достоверными. Техническая реализация — моделирование, создание текстур — по сравнению с этим значительно проще. Но в основе любой реконструкции лежит не только визуальное воображение, а кропотливая археологическая аналитика», — подчёркивает он.
Сегодня, спустя тысячелетия, мы продолжаем открывать Урарту — по фрагментам фресок, линиям крепостных стен, следам повседневной жизни. Эти открытия не только обогащают историю, но и помогают понять, с чего начиналась цивилизация на Армянском нагорье. И, быть может, здесь мы находим не только прошлое, но и часть самих себя. А, быть может, и наше будущее.
Ася Ерицян, журналист
[1] Так урарты называли свое государство. Другие названия — Ванское царство, Араратское царство.