Дмитрий Налбандян. «Портрет матери Айкануш Карапетовны». История одной картины

Дмитрий Налбандян. «Портрет матери Айкануш Карапетовны». История одной картины

Дмитрий Налбандян (1906–1993) — знаменитый советский художник, автор исторических полотен, мастер портрета. В двадцатые годы XX века Налбандян обучался живописи у Евгения Лансере, в Тбилисской Академии художеств. В 1931 году переехал в Москву, где прославился как «придворный живописец» советской власти.

Отец Дмитрия, Аркадий Налбандян, рано погиб в Гражданскую войну — воевал на стороне Красной Армии и знал лично многих будущих лидеров Советской России. После смерти отца Дмитрий был вынужден много лет работать на кирпичном заводе, прежде чем смог стать художником. Учился он у Евгения Лансере и Егише Татевосяна. После окончания Академии служил мультипликатором в «Госкинопроме» в Тбилиси и на Одесской киностудии.

Есть легенда, что Серго Орджоникидзе якобы устроил жизнь сына товарища по партийной борьбе. Он пригласил Дмитрия к себе и в 1934 году устроил ему протекцию, познакомив с Кировым для написания портрета. Старт получился удачным и с середины 30-х годов работы Налбандяна активно выставляются. Он сразу принят в московский Союз художников. Для творческого развития художника в эти годы много дала дружба с Д.С. Моором, А.М. Герасимовым, С.Д. Меркуровым, И.Э. Грабарем, П.П. Соколовым-Скаля, П.А. Радимовым и другими известными мастерами.

Художник много работал в жанрах пейзажа и натюрморта. В 1953 году стал действительным членом Академии художеств СССР. Дмитрий Налбандян, народный художник СССР, был лауреатом Сталинских премий (1946, 1951) и Ленинской премии (1982). Работал много и плодотворно с партийной элитой — писал портреты советских лидеров: Сталина, Хрущева и Брежнева. Был настолько обласкан властью, что получил среди коллег прозвище «первая кисть Политбюро».

Картины Дмитрия Налбандяна «Армения. Арарат. Осень» и «Ереван строится». Источник: Svistanet

В годы войны Дмитрий Аркадьевич работал в Армении, где он сблизился с коллективом армянских художников, принимал активное участие в выставках, а также во всей культурной и общественной жизни республики. Глубокое впечатление произвела на него природа солнечной Армении, а главное, он по-настоящему узнал и полюбил ее людей, трудившихся в годы войны.

В эти годы Налбандяна привлекает пейзаж Армении, который в дальнейшем займет большое место среди его работ. Художник будет много раз возвращаться к знакомым армянским мотивам, варьируя их, всегда находя неповторимую красоту, увиденную в природе. Он особенно часто пишет Араратскую долину, озеро Севан, окрестности Бюракана и Аштарака, памятники древней армянской архитектуры. В этюдах Налбандяна мы видим Ереван — старый город с запутанными лабиринтами улиц и растущий новый Ереван, один из красивейших городов страны («Ереван. Оперный театр», 1944).

За групповой портрет деятелей армянской культуры «Вернатун» (1974–1976) художник был награжден в 1978 году золотой медалью Академии художеств СССР. Работы Налбандяна представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Музее современной истории России, Русском музее. Один из автопортретов художника находится в галерее Уффици (Флоренция).

«Портрет матери Айкануш Карапетовны» — один из редких портретов, где художник отошёл от госзаказа. Работа написана в конце шестидесятых годов и сейчас находится в собрании Галереи Леонида Шишкина. В шестидесятые–восьмидесятые Налбандян пишет совсем другие картины. Не как певец политбюро, а как импрессионист коровинского толка. Другие работы художника на армянскую тему — «Армения. Арарат. Осень» и «Ереван строится».

Источники: Svistanet, Галерея Леонида Шишкина

Обложка: Галерея Леонида Шишкина

Дмитрий Налбандян. «Портрет матери Айкануш Карапетовны». История одной картины