Такой разный Ереван

Ереван — какой он? В первую очередь — самобытный и уникальный, с гордостью демонстрирующий свою индивидуальность, не похожий ни на какой другой город.
Ереван насквозь пропитан народными традициями и национальной символикой. Архитектура города говорит с нами — ненавязчиво, но повсеместно, через вездесущие образы виноградной лозы и сочных гранатов на барельефах неоклассических фасадов, через отсылки к культуре Урарту в памятниках армянского модернизма, через бесконечные ряды полукруглых арок, напоминающих о средневековом церковном зодчестве.
Ереван великовозрастный, древний, 2806 лет от роду, на 29 лет старше Рима — о чём не упустит возможность упомянуть каждый уважающий себя ереванский таксист. Но вместе с тем — такой молодой, активный, жаждущий быть современным. И правда, что осталось от давшей начало истории Еревана крепости Эребуни, основанной урартским царем Аргишти I аж в VIII веке до нашей эры? Лишь руины в нескольких километрах от сегодняшнего центра — на холме Арин-Берд, у подножия которого приютился археологический музей, собравший в экспозиции найденные здесь же ценности и внешне украшенный выразительными барельефами авторства Ары Арутюняна.
Ереван пережил много бед — нашествия арабов и монголов, разорительные набеги Тамерлана, мощнейшее землетрясение 1679 года, разрушившее город почти до основания, несметные турецко-персидские войны, в эпицентре которых постоянно оказывалась тогда ещё небольшая и небогатая Эривань. Но город возрождался из пепла и пыли, отстраиваясь заново.
Ереван сегодняшний — торжественный, парадный, с прямыми улицами, широкими площадями и тенистыми скверами — уже по большей части советский. Но ни на секунду не забывающий о своей многовековой истории и, как и всякий истинный армянин, — о своих корнях.
Ереван живёт и развивается на контрастах, и не только между древностью и молодостью. Стоит сделать шаг в сторону от шумного, кипящего энергией человеческой толпы, автомобилей и автобусов проспекта, — а точнее, Проспекта (ереванец сразу поймет, о чём речь), — как ты оказываешься в тихом уютном дворике Голубой мечети, единственной сохранившейся в городе. Тут спокойно, никогда не бывает многолюдно, по весне цветут садовые деревья, вокруг бассейна в центре двора — скамейки. Под ногами снуют местные котики, один из которых — очень активная и потрясающая своей красотой девочка: лунно-серая шерстка с тигровым узором, растопыренные усы и ярко-зелёные глаза-крыжовники.
Фото Евгения Михайлова
Ереван — это гармония противоположностей. Вот ещё пример. Площадь Республики — самая большая, самая главная, самая красивая, самая нарядная. Вот Первое здание Правительства — с часовой башней и развивающимся над ней государственным флагом. Его облик, созданный выдающимся градостроителем Александром Таманяном в 1920-х, предопределил всё дальнейшее развитие архитектуры Советской Армении на десятилетия вперёд. Вот Второе здание Правительства — напротив. Вот, почти как братья-близнецы, отражаются друг в друге Центральное здание почты и гостиница «Армения», в определённый момент ставшая «Марриотом». В центре ансамбля — монументальный фасад Национальной галереи Армении. Но стоит нырнуть в арку соседнего дореволюционного дома из рыжего туфа, изначально принадлежавшего врачу Тер-Аветикяну, как взору предстает причудливый, завораживающий и слегка безумный вернакуляр.
Ереван — царство вернакулярной архитектуры. Этот термин происходит от английского слова vernacular, что можно перевести как «местный», «родной». Это архитектура, сформированная народной традицией без профессионального архитектора и конкретного утверждённого проекта. В случае Еревана, говоря простым языком, кто во что горазд — пристраивает, надстраивает, достраивает, исключительно в соответствии со своими возможностями и аппетитами. Сейчас, конечно, подобное нужно согласовывать, а вот ещё в 1990-х вернакулярное строительство в городе бурно расцветало, и, в общем-то, тоже стало его визитной карточкой. Сочетания деревянных галерей с металлическими опорами, крылечками, башенками, балкончиками, самые разнообразные виды, материалы, фактуры и цвета отделки — во всем этом тоже есть определенный шарм, что-то по-настоящему живое, исконное, искреннее, неформальное. Ну, а район Конд — кусочек старого хаотичного Еревана с кривыми улочками и нагромождениями простых жилых построек — так вообще отдельное государство внутри Кентрона. Своей неповторимой атмосферой Конд неизменно притягивает туристов. Из чего же, кстати, построен почти весь Ереван?
Ереван — амбассадор вулканического туфа. Это, в сущности, национальный строительный материал Армении. Туф очень разнообразен, можно насчитать пару десятков оттенков. Причем в разные периоды использовался туф разного цвета. Например, дореволюционные здания, возводившиеся в Эривани в конце XIX — начале XX века, — преимущественно чёрные, тёмно-серые, чёрно-коричневые, реже оранжевые. А вот в 1927 году было обнаружено Артикское месторождение туфа, недалеко от Ленинакана, нынешнего Гюмри. Там покоились огромные залежи камня розовой, бордовой, сиреневой окраски, который начали использовать в строительстве. Однако активнее всего месторождение разрабатывали в послевоенные годы, когда из артикского туфа вырастали целые новые районы Еревана, отчего в конце 50-х он получил прозвище «Розовый город». Впрочем, туф интересен не только цветом, но и фактурой. Как мягкий и пористый материал, он хорошо поддается обработке — отсюда многовековые традиции резьбы по камню. А еще туф медленно нагревается на солнце и медленно отдает тепло, распределяя температуру в доме более-менее равномерно в течение суток.
Ереван — солнечная столица солнечной Армении. Газетный штамп? Конечно! Что не мешает ему быть истиной. Синоптики насчитывают в городе около 300 солнечных дней в году. И солнце это — палящее, в середине лета — буквально выжигающее беспощадно всё, до чего дотянутся его лучи. А потому ереванцы и многочисленные туристы вынуждены искать защиту от припекающего огненного шара.
Ереван — зелёный город. И это тоже заслуга Александра Таманяна. Ведь до революции в Эривани было немало садов, но нюанс в том, что посадки были в основном низкорослыми — цветочные да фруктовые деревья, которые не могли в условиях быстро растущего города спасать жителей от солнца, зноя и пыли. Но благодаря Генеральному плану Таманяна 1924 года появились Кольцевой бульвар, ставший лёгкими Еревана, скверы вокруг Оперы, а также зелёные зоны вдоль хордовых улиц центра. Теперь в жаркие дни можно укрыться в тени и прохладе под ветвями раскидистых платанов, дубов и клёнов. Но охладиться помогают не только они.
Ереван — город фонтанов. Причем на любой вкус: вполне традиционные и необычные модернистские; бьющие на радость детям прямо из тротуара в парке имени Дианы Абгар; формирующие общественное пространство Каскада и дополняющие его архитектуру; привлекающие внимание двенадцатью знаками Зодиака перед кинотеатром «Москва»; пробуждающие воображение необычными образами и геометрией в парке 2800-летия Еревана; и, конечно, поющие. «Поющие фонтаны» на площади Республики — одна из главных и самых эффектных достопримечательностей армянской столицы. Каждый вечер в тёплое время года под звуки классической музыки и популярные хиты XX века разноцветные струи рождают головокружительный танец воды, собирая вокруг себя завороженных гостей города и прогуливающихся местных жителей.
Ну, и главное.
Ереван — это ереванцы. А значит — их радушие, гостеприимство и отзывчивость. Их чувство юмора, врождённое желание вкусно накормить и напоить дорогого гостя, неизменная готовность рассказывать о родном городе и его жизни.
Искусствовед, историк и теоретик архитектуры,
гид проекта «Ереван глазами инженера»
Дмитрий Котов
В материале использованы фото автора, если не указано иного.