Древнеармянский календарь и его традиции

Древнеармянский календарь, также известный как Айкидский календарь, — солнечная календарная система, использовавшаяся в Армении до принятия христианства. Этот календарь был построен по аналогии с древнеегипетской системой летоисчисления и состоял из 365 дней в году. Новый год в древнеармянском календаре наступал 1 навасарда, что соответствует 11 августа по юлианскому календарю.
Согласно армянской традиции, начало летоисчисления связано с легендарной победой патриарха Айка над вавилонским царём Белом, датируемой 2492 годом до н.э. Этот год был определён в XIX веке историком и богословом Гевондом Алишаном, который исходил из 1460-летнего армянского календарного цикла. Отталкиваясь от 428 года н.э., когда месяц Навасард совпал с 11 августа, Алишан вычел два цикла по 1460 лет и получил дату начала эры — 2492 год до н.э.
Хотя подход Алишана подвергается критике со стороны некоторых учёных, 2492 год до н.э. традиционно считается отправной точкой древнеармянского календаря. Например, в 2007 году в Армении отмечали 4500-летие этого календаря.
Позже армяне приняли семидневную неделю, где дни обозначались просто по их порядковым номерам. Новый год наступал с месяца Навасард — что в переводе означает «Новый год» — и по современному летоисчислению приходился на 11 августа. В этот период, в честь богини Анаит, проводились Навасардовские Игры: народные гуляния и разнообразные соревнования. В отличие от Олимпийских игр, такие состязания включали не только бег, прыжки, борьбу и верховую езду, но и конкурсы по песне, танцам, музыке, декламациям и другим видам искусства. Кроме того, эти дни сопровождались охотой и ритуальными жертвоприношениями богам.
Согласно астрономическим исследованиям независимого учёного Вазгена Геворгяна, дата 11 августа выбрана не случайно. В этот день верхняя звезда пояса созвездия Орион — Минтака (Кширк) — пересекает небесный экватор, выходя из зоны годовой невидимости. Подобное явление повторяется раз в 25 920 лет и символизирует смену старого и нового космических годов. Древние армянские астрономы использовали это событие для точного расчёта времени и ведения календаря.
Созвездию Ориона в армянской культуре придавалось особое значение: в Армении его именуют созвездием Айка. Таким образом, древнеармянский календарь органично связал мифологию, календарное исчисление и астрономические наблюдения.
Структура и особенности календаря
Древнеармянский календарь состоит из 12 месяцев по 30 дней. В конце года добавлялись ещё 5 дополнительных дней, что в сумме давало 365 суток:
12 х 30 + 5 = 365 дней
Календарь не учитывал високосные годы, поэтому ежегодно «сдвигался», опережая юлианский календарь на один день каждые 4 года.
Этот феномен известен в египетской астрономии как Софический период, или период Сотиса: за 1460 лет солнечный год и юлианский календарь вновь совпадали. Таким образом, 1461 древнеармянский год соответствовал 1460 юлианским.
Связь с древнеегипетским календарём
По своей структуре армянский солнечный календарь почти полностью повторяет древнеегипетскую систему: та же продолжительность года, отсутствие високосных лет, аналогичное деление на месяцы и дополнительные дни в конце года. Это указывает на возможное влияние египетской научной традиции на армянскую.
Дни недели
В дохристианскую эпоху армяне, подобно грекам и римлянам, связывали дни недели с семью небесными телами — Солнцем, Луной и пятью известными тогда планетами. Каждому дню соответствовало имя небесного светила:
Арегаки (Арегак – Солнце) – Воскресенье
Лусни (Лусин – Луна) – Понедельник
Грати (Грат – Марс) – Вторник
Пайлацуи (Пайлацу – Меркурий) – Среда
Луснтаги (Луснтаг – Юпитер) – Четверг
Арусьяки (Арусьяк – Венера) – Пятница
Ереваки (Еревак – Сатурн) – Суббота
Месяцы древнеармянского календаря
В соответствии с солнечной системой летоисчисления, древнеармянский календарь включал 13 месяцев. Как и в египетском или персидском календаре, 12 месяцев состояли из 30 дней каждый, а тринадцатый месяц — назывался Авельяц — включал 5 дополнительных дней, а в високосном году — 6 дней.
Древнеармянские месяцы и их соответствие датам по юлианскому календарю
Навасард: 11 августа — 9 сентября
Гор: 10 сентября — 9 октября
Сахми: 10 октября — 8 ноября
Тре: 9 ноября — 8 декабря
Кагоц: 9 декабря — 7 января
Арац: 8 января — 6 февраля
Мехеки: 7 февраля — 8 марта
Арег: 9 марта — 7 апреля
Ахекан: 8 апреля — 7 мая
Марери: 8 мая — 6 июня
Маргац: 7 июня — 6 июля
Хротиц: 7 июля — 5 августа
Авельяц: 6 августа — 10 августа
Дни месяца
В древнеармянском календаре каждый день месяца имел уникальное название, связанное с богами, мифическими персонажами или природными явлениями.
1— Арег
2 — Грант
3 — Арам
4 — Маргар
5 — Агранк
6 — Мадег
7 — Астгик
8 — Мигр
9 — Дзопабер
10 — Мурц
11 — Ерезкан
12 — Ани
13 — Пархар
14 — Ванатур
15 — Арамазд
16 — Мани
17 — Асак
18 — Масис
19 — Анаит
20 — Арагац
21 — Гргур
22 — Кордуик
23 — Цмак
24 — Луснак
25 — Црон
26 — Нпат
27 — Ваагн
28 — Сим
29 — Вараг
30 — Гишеравар
Дни месяца Авельяц
Луц
Егджеру
Паразнот
Артахот
Цкравори
Иногда дни месяца Авельяц называли в честь пяти «блуждающих звезд»
Пайлацу (Меркурий)
Арусьяк (Венера)
Грат (Марс)
Луснтаг (Юпитер)
Еревак (Сатурн)
Часы
Древние армяне делили дневные и ночные часы на четыре части по три часа каждая. Эта система стала основой для богослужебного деления времени в Армянской апостольской церкви. Каждому из 24 часов суток соответствовало собственное название:
Дневные часы
06:00 — 07:00 — Айгн (заря, начало, юность)
07:00 — 08:00 — Цайгн (предрассветный)
08:00 — 09:00 — Зоряцьялн или Зайрецеал, Цайрацеал (усиливающийся свет)
09:00 — 10:00 — Чарагайтьялн (излучающий)
10:00 — 11:00 — Шаравигьялн (лучистый)
11:00 — 12:00 — Еркратесн (объявший землю)
12:00 — 13:00 — Шантакалн или Шантакох (жалящий, палящий)
13:00 — 14:00 — Хракатн или Гракатн (источающий пламя)
14:00 — 15:00 — Хуртапайлн или Хуртапайлеал (полыхающий пламенем)
15:00 — 16:00 — Тагантеал (покрытый оболочкой)
16:00 — 17:00 — Арагот или Араварн (скорый)
17:00 — 18:00 — Арпогн или Арпох (солнечный)
Ночные часы
18:00 — 19:00 — Хавараканн (темнеющий)
19:00 — 20:00 — Агджамугджн (сумеречный)
20:00 — 21:00 — Мтацьялн (затемнённый)
21:00 — 22:00 — Шагувотн (росистый)
22:00 — 23:00 — Камавотн (спешащий)
23:00 — 24:00 — Баваканн (достаточный)
00:00 — 01:00 — Автапьялн
01:00 — 02:00 — Гизкан
02:00 — 03:00 — Лусачемн (колеблющийся свет)
03:00 — 04:00 — Аравотн (утро)
04:00 — 05:00 — Лусапайлн (лучезарный)
05:00 — 06:00 — Пайлацумн (сияющий; Мейкурий)
Упадок системы и альтернативные летоисчисления
После принятия христианства в Армении в начале IV века н.э., языческий календарь вышел из официального употребления. Со временем он был забыт, однако с Нового времени начались попытки его реконструкции.
Древний армянский календарь. Реконструкция академика Париса Геруни. Источник
Древние армянские солнечные, лунные и звёздные часы, сконструированные академиком Парисом Геруни. Источник
Кроме «айкидской» системы, в армянской традиции существует ещё одна форма отсчёта, начинающаяся с 11 июля 552 года, либо, по другим источникам, с 11 июля 553 года (по юлианскому календарю). Эти даты стали точкой отсчёта поздней армянской хронологии. При использовании средневековых армянских источников важно понимать, какая именно система применена.
Древнеармянский календарь представляет собой уникальное сочетание мифологии, научной традиции и культурной идентичности. Сохраняя в себе элементы египетской хронологии и армянской легендарной истории, он служит напоминанием о богатой цивилизационной основе армянского народа и его стремлении упорядочить мир через время и космос.
Обложка: Реконструкция древнеармянского календаря, созданная Парисом Геруни. 1996.
Источники: