Братья Дарденн, Такеши Китано и самые ожидаемые премьеры года: чем удивит XX кинофестиваль «Золотой абрикос»?

Братья Дарденн, Такеши Китано и самые ожидаемые премьеры года: чем удивит XX кинофестиваль «Золотой абрикос»?

Столицу Армении вновь накрыла настоящая кинолихорадка: известные режиссеры и актеры, прогуливающиеся по улицам города, премьеры фильмов и горячие дискуссии, красная ковровая дорожка и вспышки папарацци, толпы киноманов и студентов, пытающихся прорваться на встречи с мэтрами мировой киноиндустрии. Все это говорит об одном ― в Ереване стартовал международный фестиваль «Золотой абрикос», который по праву считается одним из самых престижных и крупнейших кинофестивалей региона.

Главный постер 20-го «Золотого абрикоса». Автор: Нвард Ерканян

В этом году «Золотой абрикос» отмечает 20-летие и проводится под слоганом «Оглядываясь в будущее», что символизирует стремление идти вперед, в будущее, используя весь накопленный опыт предыдущих фестивалей.  И есть какая-то железная закономерность в том, что этот год является юбилейным не только для фестиваля, но и для армянского кино, которое отмечает 100-летие.

Художественный руководитель «Золотого абрикоса» Карен Аветисян справедливо заметил, что 20 лет ― не такая большая цифра в мировой фестивальной реальности, но в истории независимой Армении ― это беспрецедентный опыт. Фестивалю, по его словам, удалось выстоять в трудные для страны времена и передать дух времени. 

Дом кино — платформа, на которой проводятся большинство мероприятий фестиваля. Фото: Ася Ерицян

«Лука» добрался до Степанакерта

Открытие XX юбилейного «Золотого абрикоса» ознаменовалось показом фильма Джессики Вудворт «Лука» совместного производства Бельгии, Италии, Нидерландов, Болгарии и Армении. Главные роли в ленте исполнили Йонас Смулдерс (Лука), Джеральдина Чаплин (генерал крепости) и армянский актер Самвел Тадевосян (Константин).

Фильм является вольной интерпретаций книги Дино Буццати «Татарская пустыня». В нем, как и в книге, основное повествование строится вокруг ожидания. Ожидания чего-то важного, значимого – даже если это ожидание войны, предвосхищение грандиозной битвы. Каждая деталь, каждый кадр, мимика и жесты актеров передают атмосферу сакрального ожидания и гнетущего страха. Страха перед противником, страха быть изгнанным. Но что в итоге окажется сильнее – страх перед неизвестностью или страх распрощаться с иллюзиями?

Постер к фильму «Лука»

Показ фильма «Лука» параллельно состоялся также в блокадном Арцахе ― в рамках мультимедийного фестиваля Sunrise Stepanakert. Сопродюсер фильма Анжела Франгян с большим трудом добралась до Степанакерта, чтобы присутствовать на премьере фильма.

«Мы работали над „Лукой“ 5 лет и изначально планировали снимать фильм в Армении, но этому помешала война. А теперь премьера фильма проходит в городе, где уже так долго длится блокада, что все уже сбились со счета. Но „Лука“ все же добрался до Степанакерта. И это очень правильно подобранный фильм для описания нашей сегодняшней реальности. Каждый сам сделает выводы о фильме. Для меня он прежде всего о том, как сделать шаг в неизвестность. Сделать шаг, чтобы выйти из неопределенности. А мы уже так долго живем в неопределенности», ― рассказала Анжела Франгян в видеообращении из Степанакерта.

«Параджановский талер» и почетные гости фестиваля

Церемония открытия «Золотого абрикоса» традиционно сопровождается вручением «Параджановского талера» за выдающиеся заслуги в кинематографе. В этом году почетную награду фестиваля получили бельгийские режиссеры и сценаристы, лауреаты всех премий Каннского фестиваля братья Жан-Пьер и Люк Дарденн, а также японский режиссер, обладатель Премии Европейской киноакадемии Такеши Китано.

Награждение братьев Дарденн на церемонии открытия фестиваля. Фото: Ася Ерицян

«Для нас большая честь находиться здесь сегодня, так как Армения – страна, подарившая миру множество выдающихся деятелей искусств, которые живут как в Армении, так и за ее пределами», ― сказал Люк Дарденн на церемонии открытия фестиваля.

Такеши Китано, которого называют «богом японского кино», в свою очередь, отметил, что награда такого уровня очень вдохновляет и «обязывает в дальнейшем снимать лучшие фильмы».

Вручение премии Такеши Китано. Фото: Ася Ерицян

Помимо братьев Дарденн и Такеши Китано почетными гостями юбилейного «Золотого абрикоса» стали казахстанский режиссер, призер программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля Сергей Дворцевой, филиппинский режиссер, лауреат «Золотого медведя» Венецианского кинофестиваля Лав Диас, оскароносный британский продюсер Джереми Томас.

Член жюри фестиваля Сергей Дворцевой

«Розетта», KUBI и «Календарь» Эгояна: чем еще запомнится программа фестиваля?

В рамках «Ереванских премьер» армянских киноманов ждут показы более десятка фильмов, которые так или иначе перевернули традиционные представления о кинематографе и собрали награды на престижных кинофестивалях мира.

В первый же день фестиваля состоялись показы признанной классики европейского кинематографа. Это фильмы братьев Дарденн «Обещание» и «Розетта», в которых поднимаются до боли знакомые, общечеловеческие темы – борьбы, совести и долга, выбора.  

Постер к фильму «Розетта» братьев Дарденн

Встреча с Такеши Китано ознаменовалась показом фильма KUBI («Шея»), премьера которого состоялась совсем недавно в Каннах. Лента, отсылающая нас к временам самураев, способна вызвать у зрителя бурю противоречивых эмоций ― здесь с присущими режиссеру иронией и «черным» юмором показана вся абсурдность человеческой жестокости и кровопролитий.

Постер к фильму Kubi Такеши Китано

Программа Made in France ознаменовалась ереванской премьерой фильма Жюстин Трие «Анатомия падения» победителя Каннского фестиваля 2023. Драма Михаль Виник «Валерия выходит замуж» открывает программу Made in Israel, а «Красное небо» Кристиана Петцольда ― программу Made in Germany.  

Особого внимания заслуживает документальный фильм немецкого режиссера Дэниела Кётера «Ландшафт» (конкурс «Региональная панорама»). Лента, которая панорамно и детально описывает армянский ландшафт после войны 2020 года, служит очередным напоминанием о поствоенных проблемах людей, вынужденных покинуть свои дома ― попрощаться с родным ландшафтом. В сегодняшних реалиях эти проблемы все еще требуют всеобщей огласки.

Постер к фильму Дэниеля Кетера «Ландшафт»

Закроет 20-й, юбилейный кинофестиваль «Золотой абрикос» колоризированная версия фильма «Календарь», снятого 30 лет назад известным канадско-армянским режиссером Атомом Эгояном.

Ася Ерицян, журналист, преподаватель Российско-Армянского университета

Братья Дарденн, Такеши Китано и самые ожидаемые премьеры года: чем удивит XX кинофестиваль «Золотой абрикос»?