Экспонаты выставки «Две Пальмиры» в Эрмитаже созданы Архитектурной мастерской Максима Атаянца

Экспонаты выставки «Две Пальмиры» в Эрмитаже созданы Архитектурной мастерской Максима Атаянца

2 декабря 2020 года в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Две Пальмиры. Архитектура», посвященная взаимосвязям Пальмиры и Санкт-Петербурга — Северной Пальмиры. Детальный макет храма Бела в масштабе 1:33 в двух стадиях — полной реконструкции и состоянии накануне разрушения, — изготовленный по цифровой реконструкции, выполнен специалистами Архитектурной мастерской Максима Атаянца.

В торжественной церемонии, которая прошла в онлайн-формате, приняли участие: Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа; Наталья Соловьева, заместитель директора Института истории материальной культуры РАН; Максим Атаянц, российский архитектор и художник, преподаватель истории архитектуры и архитектурного проектирования; Сергей Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитаж; Сергей Орехов, куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

«Открытие выставок — это часть Дня Пальмиры в Эрмитаже, который мы проводим вместе с Институтом материальной культуры, ЮНЕСКО и студией Максима Атаянца. Все вместе это — круглый стол, пленарная сессия с нашими рекомендациями по возрождению Пальмиры-памятника и Пальмиры-Тадмора как города и открытие трех выставок», — сказал Пиотровский.

Фото: Эрмитаж

Фото: Эрмитаж

Искусство и локдаун

Директор Эрмитажа отметил, что во время пандемии в музее стали делать очень умные выставки. Они требуют усилий, зато, по словам Пиотровского, эти усилия приносят большую радость.

«Наши коллеги собрали и сопоставили гравюры эпохи, когда Карл Росси строил Главный штаб, и книги времен, когда Екатерину сравнивали с Зенобией — царицей Пальмиры, откуда появилось «Северная Пальмира». Пальмира стала одним из главных образцов классической архитектуры. Вы увидите по существу научные открытия — сопоставления того, как Карл Росси, глядя на Пальмиру строил наш Главный штаб. С очень большой долей вероятности его гениальное решение арки, которая улицу вводит в город, связано с впечатлениями от Пальмиры. Гравюры плавно перетекают в рисунки, и это тоже особенность выставки. Рисунки художника, побывавшего в Пальмире многократно, даже в разрушенной», — отметил Михаил Пиотровский.

Фото: Эрмитаж

Фото: Эрмитаж

На церемонии открытия выставки выступил архитектор Максим Атаянц. «В человеческой истории, во время войн и конфликтов, с памятниками архитектуры обходятся так же, как с людьми: их берут в плен, мучают, пытаются лишить жизни. Каждый раз, когда такое видишь, охватывает какое-то бессилие, которое компенсируется желанием что-то с этим сделать. И это сильнейшее чувство, которое возникло параллельно у нескольких людей пять лет назад, вылилось в то, что сегодня мы видим», — сказал Максим Атаянц.

Более шестидесяти экспонатов выставки — рисунки, чертежи, гравюры, книги, фотографии и макет — не только подчеркивают сходства в архитектурных решениях «двух Пальмир», но и наглядно демонстрируют непрерывность изучения и осмысления наследия Пальмиры учеными и архитекторами на протяжении веков, а также ценность этих изобразительных источников для реконструкции отдельных памятников и всего комплекса.

Рисунки с видами Дворцовой площади рубежа XVIII–XIX веков напомнят посетителям выставки о градостроительной задаче, которая была возложена на К.И. Росси, а его проектные чертежи для арки Главного штаба покажут этапы творческого поиска и то, какую роль в нем сыграла архитектура Пальмиры.

Пальмира и армяне

Семен Семенович Абамелек-Лазарев Пальмира: археологическое исследование князя Абамелек-Лазарева Санкт-Петербург. Типография Академии наук. 1884 г. Государственный Эрмитаж

Семен Семенович Абамелек-Лазарев
Пальмира: археологическое исследование князя Абамелек-Лазарева
Санкт-Петербург. Типография Академии наук. 1884 г. Государственный Эрмитаж

На выставке также можно увидеть фотографии Пальмиры 1870–1880-х годов, когда она стала более доступна для путешественников и исследователей из Европы. Именно такой предстала Пальмира перед князем С.С. Абамелек-Лазаревым, археологом-любителем, автором первого русскоязычного исследования об этом древнем городе, благодаря которому в коллекции Эрмитажа появился выдающийся памятник письменности и истории — пальмирский таможенный тариф.

Максим Борисович Атаянц (р. 1966) Пальмира. Триумфальная арка 2019 г. Бумага, перо коричневым тоном Собственность автора

Максим Борисович Атаянц (р. 1966)
Пальмира. Триумфальная арка
2019 г.
Бумага, перо коричневым тоном
Собственность автора

Современные виды Пальмиры представлены на выставке рисунками нашего современника — архитектора и художника Максима Атаянца. Техника их исполнения отсылает к зарисовкам, которые делали мастера XVIII века, открывавшие для Европы облик Пальмиры, Баальбека, Пестума и других древних городов. Степень детализации и трудоемкость процесса создания этих произведений напоминают лучшие образцы жанра гравированной ведуты того же периода — работы А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези. Рисунки выполнены Максимом Атаянцем с натуры в 2005 и 2019 годах, то есть до и после разрушения пальмирских памятников в результате конфликтов в Сирии.

Выставка «Две Пальмиры. Архитектура» входит в маршрут посещения Главного Штаба.

Источник и обложка: Эрмитаж


Справка Армянского музея Москвы

Пальмира

Жан-Батист Льенар (1750–1807) По рисунку Л.-Ф. Кассаса Храм или монумент в Пальмире (храм Баал-Шамина) Иллюстрация из книги «Живописное путешествие по Сирии, Финикии, Палестине и Нижнему Египту…» 1798–1799 гг. Бумага, гравюра офортом и резцом Госуда…

Жан-Батист Льенар (1750–1807)
По рисунку Л.-Ф. Кассаса
Храм или монумент в Пальмире (храм Баал-Шамина)
Иллюстрация из книги «Живописное путешествие по Сирии, Финикии, Палестине и Нижнему Египту…»
1798–1799 гг.
Бумага, гравюра офортом и резцом
Государственный Эрмитаж

Пальмира (араб. Тадмор, «город пальм») — один из богатейших городов Востока в поздней Античности. Разрушенный императором Аврелианом в III веке нашей эры он был заново открыт европейцами в конце XVII века и до изобретения фотографии был известен только по рисункам и гравюрам, которые представлены на выставке. Среди них — первые гравированные панорамы античного города рубежа XVII–XVIII веков, первое иллюстрированное описание памятников Пальмиры 1753 года Р. Вуда и Д. Докинса, а также стремившееся его превзойти издание 1799 года французского архитектора Л.-Ф. Кассаса. Эти изображения открыли европейской публике облик Пальмиры, сформировали представление о ней как о прекрасном городе, наполненном величественными памятниками классической архитектуры, как о труднодостижимом, затерянном среди пустыни осколке европейской цивилизации. Именно этот образ стал ключевым для сопоставления Пальмиры пустыни с Санкт-Петербургом — Пальмирой севера.


Экспонаты выставки «Две Пальмиры» в Эрмитаже созданы Архитектурной мастерской Максима Атаянца