Редакция

Мир Шекспира, воплощённый актёром Петросом Адамяном

Редакция
Мир Шекспира, воплощённый актёром Петросом Адамяном

С именем Петроса Иеронимовича Адамяна связана одна из самых значительных страниц сценической истории шекспировских пьес в армянском театре. В конце 1870-х годов для пополнения актёрского состава недавно организованной в Тифлисе армянской профессиональной труппы было решено пригласить из Константинополя ряд известных артистов западноармянского театра. С этой целью в 1879 году Гекорк Чмшкян едет в Константинополь и приглашает Петроса Адамяна, сестёр Сирануш и Астхик. Это в значительной мере способствовало углубленному развитию шекспировских традиций на армянской сцене.

Петрос Адамян (1849–1891). Фото: avproduction.am

Петрос Адамян (1849–1891). Фото: avproduction.am

15 мая 1880 года впервые на армянской сцене была поставлена комедия «Укрощение строптивой» в переводе Амирана Мандиняна. 25 сентября того же года этот спектакль был показан вторично, где в роли Лученцио выступил Петрос Адамян (Петручио — Мартирос Мнакян, Катарина — Астхик, Бионделло — Геворк Тер-Давтян, Гремио — Амиран Мандинян, Вдова — Вардуи). В этом спектакле Петрос Адамян показал свой исключительный дар творческого перевоплощения и проникновения в психологию шекспировского героя. Местный театральный комитет, вдохновлённый успехом актёра, убедил Адамяна подготовить роль Гамлета. Юрист Сенекерим Арцруни перевёл с этой целью «Гамлета» и, специально для Адамяна, известный труд Виссариона Белинского «Молчанов в роли Гамлета».

Будучи знаком с произведениями Шекспира ещё в период жизни в Константинополе, а также с ролью Отелло в исполнении американского актёра-трагика Айра Олдриджа, Адамян, наверное, знакомый и с переводами братьев Тетеянов из Смирны и венецианских мхитаристов, с большим волнением и с чувством глубокой ответственности начал готовить роль Гамлета. Театральный комитет, сильно заинтересованный в успехе постановки, выписал из Лондона театральные костюмы для всех участников спектакля.

Наконец, 20 ноября 1880 года, на армянской сцене впервые был представлен «Гамлет» с участием Петроса Адамяна. Наряду с Адамяном-Гамлетом в спектакле выступали Сирануш (Офелия), А. Мандинян (Полоний), М. Мнакян (Клавдий). Спектакль имел исключительный успех. Спустя два месяца английская газета «Дейли Ньюс» опубликовала об этом спектакле статью английского посла в Батуме, в которой, между прочим, была высказана мысль, что армянский народ, который так хорошо понял, перевёл и так удачно на своей сцене представил идеи Шекспира, никогда не умрет.

Этот спектакль вызвал большое воодушевление театралов Тифлиса. По свидетельству современников, в эти дни армянский театр бывал переполнен до отказа не только армянами, но и представителями всех живущих в Тифлисе народов.

Спектакль этот явился началом дальнейшего неодолимого увлечения Петроса Адамяна произведениями Шекспира. Он целиком отдался их глубокому изучению, и с тех пор сценическое воплощение произведений великого драматурга стало главной творческой задачей его жизни.

Петрос Адамян в роли Гамлета. Фото: avproduction.am

Летом 1881 года Петрос Адамян совершил гастрольное турне почти по всем населённым армянами провинциям Закавказья, повсюду играя Гамлета. 31 декабря того же года, и на этот раз уже совершенно новыми силами, был поставлен «Венецианский купец» (перевод Геворга Бархударяна). Главные роли исполняли М. Мнакян (Шейлок и принц Мароккский), Геворк Петросян (Антонио), Азнив Грачья (Порция), Г. Тер-Давтян (Грациано), П. Адамян (Бассанио).

В 1883 году Петрос Адамян, снискавший уже к тому времени широкую известность, по особому приглашению едет в Москву. Здесь, из-за отсутствия постоянной армянской актёрской труппы, Петрос Адамян выступает с русской труппой. Роль Гамлета он исполняет на армянском или французском языках, а его партнёры играют на русском языке. Это было новостью и вызвало удивление русских зрителей. Но, благодаря исполнению Адамяна, это удивление вскоре переросло в восторг, и артист удостоился любви и симпатий русской общественности, а также самых восторженных отзывов прессы. Алексей Веселовский в статье «Два силуэта» признавал, что был поражён и восхищён Адамяном. Немирович-Данченко писал: «Его недюжинный талант трагика сделал бы честь какой угодно нации». В эту поездку армянский трагик удостоился самого тёплого приёма также и со стороны русского драматурга Александра Островского. Русская печать славу Петроса Адамяна разнесла по всем уголкам страны. Всюду с нетерпением стали ждать его гастролей.

В январе 1884 года Петрос Адамян отправился в Санкт-Петербург. Здесь так же, как и в Москве, анализируя исполнение роли Гамлета Адамяном, печать высказывается в том смысле, что некоторые моменты его игры стоят выше исполнения Эрнесто Росси и Томмазо Сальвини. Мария Гавриловна Савина и Александр Павлович Ленский горячо поздравляли его с успехом. Савина подарила ему свою фотографию с сердечной надписью. Известный шекспировед того времени Владимир Чуйко также очень высоко оценил блестящую игру Адамяна.

В апреле 1885 года великий трагик с таким же успехом выступал перед зрителями Харькова, после чего начались его гастрольные поездки по России. Он играет в Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Пятигорске, Симферополе, Кишиневе, Елизаветграде, Полтаве, Казани, Нижнем Новгороде, Керчи, Киеве, Кременчуге, Тамбове, Астрахани, Новочеркасске, Таганроге и в других городах. Повсюду, наряду с другими своими гастрольными ролями, он обязательно исполняет и Гамлета.

В 1885 году Петрос Адамян вторично едет в Москву и в Санкт-Петербург и во время этих гастролей выступает совместно с русскими и украинскими труппами, а однажды и с французскими актёрами.

Вскоре Адамян, по просьбе театра, едет в Баку. И здесь он в 1885 году свой репертуар пополняет ролью Отелло (в переводе Степана Сулханяна) и 7 декабря того же года выступает с актёрской труппой Гончарова. Эскизы костюмов Отелло были исполнены самим Адамяном, костюмы же были сшиты в Лондоне. Кстати, военный костюм Отелло, исполненный по эскизу Адамяна, высоко оценил Иван Айвазовский.

Петрос Адамян в роли Отелло. Фото: avproduction.am

Петрос Адамян в роли Отелло. Фото: avproduction.am

23 апреля 1884 года в связи с 320-летием со дня рождения Шекспира впервые на армянской сцене в переводе Геворка Чмшкяна и по его же инициативе была поставлена полностью трагедия «Отелло». Главную роль исполнял сам Чмшкян. Остальные роли исполняли: Дездемоны — Вардуи, Эмилии — Сатеник Чмшкян, Кассио — Г. Парон-Саркисян, Яго — Мкртич Авалян.

В январе 1886 года Петрос Адамян снова в Тифлисе. Наряду с другими ролями своего репертуара он продолжает с большим успехом выступать в ролях Гамлета и Отелло. Однако уже тогда Адамян остро чувствовал необходимость расширения своего репертуара, и вот тогда-то впервые он исполняет роль короля Лира (в переводе С. Арцруни). В этой постановке вместе с Адамяном в роли Эдгара выступил Ованес Абелян, молодой актёр, делающий свои первые сценические шаги, в роли графа Глостера — Г. Чмшкян, Шута — Г. Тер-Давтян, Гонерильи — С. Чмшкян, Реганы — Вардуи, Корделии — Асмик (не путать с будущей народной артисткой Армянской ССР Асмик Акопян).

В 1887 году Адамян пишет свой труд «Шекспир и истоки и критика его трагедии „Гамлет “», который в том же году был издан в Тифлисе. Профессор Гайк Гюли-Кевхян в своей статье «Шекспир Адамяна» пишет: «Адамян счёл недостаточным то, что он лишь сценической деятельностью своей способствовал широкому распространению славы Шекспира. Он чувствовал необходимость глубокого ознакомления армянской общественности с произведениями своего любимого автора также и через печатное слово». «Адамян первым в армянской критике попытался показать Гамлета во всем его величии, раскрыть глубокое идейное содержание знаменитой трагедии, показывая одновременно и её неисчерпаемую художественную ценность. Его книжечка для армянских читателей была в своём роде вступлением в шекспироведение. Создав этот труд, великий трагик мог чувствовать себя вознаграждённым. Независимо от того, согласны ли были читатели с его основными тезисами или нет, одно, во всяком случае, вне всякого сомнения — эта небольшая книга пробуждала мысли, призывала многих серьёзнее относиться к произведениям Шекспира, и глубже осмысливать трагедию Гамлета» [Критические статьи. Ереван, 1955].

Петрос Адамян в роли Короля Лира. Фото: Шекспир на армянской сцене. Ереван : Армянское театральное общество, 1956

Петрос Адамян в роли Короля Лира. Фото: Шекспир на армянской сцене. Ереван : Армянское театральное общество, 1956

После издания упомянутого труда в 1887 году Петрос Адамян вновь выезжает на гастроли в Батум, Феодосию, Симферополь и 14 октября без всяких предварительных реклам приезжает в Одессу. Отсюда только что отбыли всемирно известные исполнители шекспировских ролей, особенно Гамлета — Сальвини, Росси, Поссарт, Барнай. Адамян в течение двух месяцев с большим успехом выступает в театрах Одессы. Газета «Одесский вестник» писала, что ни Сальвини, ни Росси, ни Поссарт, ни Барнай, ни кто-либо из посетивших Одессу известных артистов не дал такого художественно законченного Гамлета, какой был воссоздан Адамяном. «Люди, не посмотревшие П. Адамяна, — подчеркивал «Новороссийский телеграф», — напрасно думают, что он лишь армянский актёр, то есть, полностью принадлежит одной нации, а не всем нациям». Фотографии артиста были размножены и продавались на улицах. О его исполнении шекспировских ролей были изданы брошюры. Одна из них, например, «Петрос Адамян в роли Гамлета» — монографический краткий очерк А. Ярышкина, сыграла позднее незаменимую роль при изучении искусства великого артиста, особенно его исполнения образа бессмертного шекспировского героя.

В Одессе Петрос Адамян выступил во всех ролях своего шекспировского репертуара (Гамлет, Отелло, король Лир). После окончания гастролей в Одессе он выехал в Кишинёв, Елизаветград, Полтаву и снова в Москву. 19 марта 1888 года в Московском театре Лианозова он начинает свои гастроли спектаклем «Отелло». «Русские ведомости» писали, что в его игре встречались детали, которым позавидовали бы многие из наилучших исполнителей Отелло.

Из Москвы Петрос Адамян вновь отправляется в турне, показав ряд спектаклей в Казани, Нижнем Новгороде, Кременчуге, Полтаве, Киеве, Кишинёве и в других городах. Во время этой поездки у него возникает мысль — поехать через Балканы в Константинополь, а оттуда в Западную Европу.

Петрос Адамян. Фото: avproduction.am

Петрос Адамян. Фото: avproduction.am

Летом 1888 года Петрос Адамян был уже в Константинополе. Здесь он не играл ни Гамлета, ни Лира, потому что султан Абдул-Гамид запретил представлять на сцене королей, и Адамян выступал только с исполнением роли Отелло. В городе Смирна лишь один раз ему удалось сыграть Гамлета. Здесь так же, как и повсюду, он сделался центром внимания всей общественности. Дошло даже до того, что турецкий двор пригласил его выступать специально для султана Абдул-Гамида.

Из Константинополя Петрос Адамян собирался уже выехать с шекспировским репертуаром за границу, однако преждевременная смерть в 1891 году оставила незавершёнными все его большие планы.

Статья подготовлена по изданию: Шекспир на армянской сцене / под редакцией В. Вагаршяна, составители Л. Халатян, Х. Самвелян. — Ереван : Армянское театральное общество, 1956.

Мир Шекспира, воплощённый актёром Петросом Адамяном