Редакция

Писательница Заруи Калемкарян – у истоков армянской женской прессы

Редакция
Писательница Заруи Калемкарян – у истоков армянской женской прессы

Более века назад, когда армянский народ переживал одно из самых мрачных времен своей истории, армянские женщины объединились и взяли на себя миссию по воспитанию и опеке детей. Тогда они смело говорили о женских проблемах, создавали свои газеты и журналы, боролись за образование девочек, призывали к различным действиям и заботились о тысячах сирот. Среди таких женщин была писательница, поэтесса, эссеист и общественный деятель Заруи Калемкарян. Популярную писательницу, некогда широко известную в армянских общинах по всему миру, сейчас помнят, к сожалению, лишь немногие.

Заруи Калемкарян (Сеферян при рождении) родилась 18 июля 1874 года в восточной части Константинополя в семье Ашота Сеферяна и Берузе Темирджипашян. Будучи одной из первых армянских писательниц-феминисток, Заруи после себя оставила богатое наследие из статей, эссе, мемуаров и стихотворений. Сегодня, когда армянский народ вновь постепенно оправляется от исторических потрясений, настало время снова открыть для себя таких талантов, как Заруи, прислушаться к ее идеям и отстроить прекрасное будущее нации.

 Заруи Калемкарян. 1890-е. Фото: EVN Report

В семь лет Заруи Калемкарян поступила в школу Agha Taii, а затем продолжила свое образование в Арамейском колледже в Константинополе, который сыграл решающую роль в развитии писательницы. В своих мемуарах «Gyankis Jampen» («Путь моей жизни») она писала, что Арамейский колледж стал для нее вторым домом. Именно там Калемкарян начала проявлять определенный интерес к литературе и написала свои самые первые короткие стихотворения. Заруи выросла в интеллектуальной среде. Она была племянницей известного армянского писателя Егии Темирджипашяна, который оказал значительное влияние на ее становление как писательницы и общественного деятеля. В начале 1890-х годов Заруи Калемкарян опубликовала свои произведения в ряде газет, в том числе в «Манзуме Эткьяр» и «Визандион», под псевдонимом Эвтерпа (муза поэзии и музыки в греческой мифологии). Кроме того, в период с 1892 по 1894 год она выпустила три сборника стихотворений под названием «Нвагн Евтерпя» («Песня Эвтерпы»), «Мрмундж» («Шепот») и «Зартонк» («Пробуждение»).

Заруи сильно вдохновлялась французской литературой, поэтому неудивительно, что главными темами ее поэзии стали любовь, человеческая трагедия и социальное неравенство. Однако эти мотивы не очень нравились местной интеллигенции, в которой преобладали мужчины. В своей статье «Армянское женское письмо в Османской империи конца XIX – начала XX веков» доктор Асмик Халапян упоминает, что в конце XIX столетия национальная идентичность, культура, семья, а также образование были наиболее важными вопросами, обсуждаемыми в армянском обществе, и Заруи Калемкарян не оставалась в стороне. После публикации ее первой книги стихов редактор издания «Визандион» Бьюзанд Кечян посоветовал поэтессе сосредоточиться на самых важных аспектах жизни женщины – семье и детях, вместо того, чтобы писать о цветах, морях и птицах.

«Он говорил мне, чтобы я писала о роли женщины в домашнем хозяйстве и о непосредственных аспектах, которые вдохновляют семейное счастье – женская улыбка, очарование, доброта, жертвенность, любовь. Кечян сказал мне посвятить себя статьям про семейный очаг», – говорила Калемкарян, которая из-за безжалостной критики общества не могла свободно выражаться в своих заметках.

В начале XX века в Константинопольской прессе появлялось все больше изданий и тем, посвященных женщинам. Получив новые независимые платформы для свободного выражения своих идей, начинающие армянские писательницы начали активнее говорить о феминизме, правах женщин и независимости. Наряду с такими писательницами, как Айкануш Марк и Анайис, Заруи Калемкарян была одной из самых популярных активисток. Она стала первой женщине в Константинополе, которая создала женский раздел в одной из наиболее известных ежедневных газет.

 Заруи Калемкарян. 1900-е. Фото: EVN Report

Тем не менее карьера писателя в то время – непростой путь для женщины: из-за консервативных взглядов и предрассудков в обществе Заруи Калемкарян постоянно сталкивалась с препятствиями. Она получала приличную зарплату, работая в периодическом издании, что было довольно редким явлением для женщин того времени. Правда, семья поэтессы не радовалась этому факту.

«Поскольку я была из богатой семьи, мои родители не хотели мириться с тем фактом, что я зарабатывала деньги сама. Моя мать, которая была попечителем Национальной больницы, тратила мою зарплату на покупку конфет и сладостей для пациентов», – говорила писательница.

В начале XX века Константинополь был культурным центром с большим количеством живущих там интеллектуалов, и, как начинающая писательница, Заруи находилась в эпицентре многих событий. Большинство армян, имевших возможность выезжать за пределы Османской империи и знакомившихся с европейскими обычаями и нравами, проводили интеллектуальные собрания в парижском стиле, открывали салоны, где молодые люди обменивались идеями и обсуждали литературу, музыку и политику. По словам Заруи, эти салоны предоставляли платформу для интеллектуальных дискуссий и дебатов, а люди приветствовали публичные выступления женщин. Позже эти дискуссии сыграли заметную роль в формировании взглядов Калемкарян на женщин и их роль в обществе: она не раз вспоминала, как многие женщины, посещающие салоны, совсем не стремились к замужеству и предпочитали сосредотачиваться на социально-культурной жизни, а также всячески вносили свой вклад в женское образование. Так, в 1898 году, во время одной из таких встреч, Заруи познакомилась с полковником османской армии Миграном Калемкаряном, за которого вскоре вышла замуж. Интересно, что несмотря на консервативные взгляды в обществе, семья Миграна Калемкаряна поддерживала карьеру Заруи и даже мотивировала ее активно высказывать свое мнение, вносить вклад жизнь общества.

Заруи и Мигран Калемкаряны. Фото: EVN Report

В начале 1900-х годов Калемкарян продолжала писать и регулярно публиковалась в ряде журналов, включая «Ардемис» – первое армянское женское периодическое издание, основанное писательницей и журналисткой Мари Бейлерян. В своих работах Заруи говорила о роли армянских женщин в обществе и семье, о материнстве и истории армянских женщин. Однако в течение следующих нескольких лет начали разворачиваться события, полностью изменившие жизнь писательницы. Когда начался Геноцид армян, Калемкарян вместе со своей семьей осталась в Константинополе, несмотря на угрозы турецкого правительства. Поскольку она дружила со многими представителями армянской интеллигенции, Заруи постоянно находилась под наблюдением турецкой полиции. В своих мемуарах она часто вспоминала, как ей приходилось уничтожать все переписки с коллегами. Писательница даже сожгла труды Егии Темирджипашяна и уничтожила книги, пропагандирующие патриотизм, – чтобы остаться в живых.

Журнал “Ардемис”. Май-Июнь 1902 г. Фото: EVN Report

Несмотря на трудности, Заруи не сидела сложа руки. Настоящая патриотка, она посвятила себя своей нации и не жалела никаких сил для помощи нуждающимся. В 1919 году писательница возглавила филиал больницы Армянского Красного Креста в Шишли и начала заботиться о сиротах, потерявших своих родителей во время Геноцида армян. Посвятив себя гуманитарной деятельности, Калемкарян прочувствовала ужасающую реальность массовых убийств и сделала все, чтобы обеспечить безопасность и тепло многим сиротам.

«Я видела их своими глазами. И вы, армянские матери, которые этого не видели, сходите и прикоснитесь к этой жестокой реальности, к этой волне детей. Идите, матери, и посмотрите на этих бедных сирот. Посмотрите на их подавленные лица, посмотрите в их глаза, застывшие от ужаса преступления, посмотрите на них и позвольте своей душе взбунтоваться. Нет, мы не бросим наших сирот. Мы будем ухаживать за ними, как за своими детьми», – писала Калемкарян

В 1919 году была создана Ассоциация армянских женщин, целью которой было пробудить сознание армянских женщин об их гражданских, политических и образовательных правах. Заруи, одна из основательниц, вскоре начала вносить свой вклад в выходящий раз в две недели журнал ассоциации «Хай Гин» («Армянская женщина»), писала статьи о феминизме и проблемах армянских женщин в обществе и призывала их действовать и помогать возрождать нацию.

Издание “Hay Gin”. Фото: istanbulkadinmuzesi.org

Заруи считала, что образование имеет огромное значение для молодых девушек и для развития армянской нации. Она была хорошо осведомлена о феминистских движениях по всему миру и просвещала своих читательниц, приводя в пример западных женщин. В одной из своих статей Заруи отметила, что в разных частях мира есть женщины-архитекторы, врачи и юристы, в то время как феминистские концепции только начали распространяться среди армянских девушек. Она хвалила армянских женщин и учитывала все трудности, с которыми им приходилось столкнуться, подчеркнув, что пришло время играть важную роль в обществе наравне с мужчинами.

В начале 1920-х годов Заруи вместе со своей семьей переехала в США, где жила до самой смерти. Как она вспоминала, переезд в Штаты освободил ее от турецкой цензуры и турецких офицеров, из-за которых она потеряла многих своих друзей и коллег.

Источник: Arpine Haroyan. From the Forgotten Pages of History: Writer Zaruhi Kalemkearian / EVN Report

Писательница Заруи Калемкарян – у истоков армянской женской прессы