Этнограф Юлия Антонян: Новый год был рабочим днём в первые советские годы

Этнограф Юлия Антонян: Новый год был рабочим днём в первые советские годы

Корреспондент Армянского музея Москвы Арминэ Агаронян разузнала у этнографа Юлии Антонян, насколько изменились традиции празднования Нового года у армян за последние двести лет.

© Юлия Антонян

Арминэ Агаронян: Юлия, насколько мне известно, раньше в Армении одним из признаков готовности хозяев к наступлению Нового года являлся дом, украшенный оливковыми ветвями.

Юлия Антонян: Начнём с того, что мы подразумеваем под словом «раньше». У нас — это дохристианские времена, а затем средневековье. Потом идёт более сложный период, когда Армения была разделена между несколькими государствами — Османской и Персидской империями. Следом наступил российский имперский период. Далее — советский период. Когда мы говорим о прежних новогодних традициях, то подразумеваем время до наступления российского имперского периода, потому что после этого всё сильно начало меняться.

Отвечая более конкретно на ваш вопрос об оливковых ветках, как символе Нового года, могу сказать, люди украшали ими дома не во всех регионах Армении, так как оливковые деревья росли исключительно в областях со средиземноморским климатом. Как мы знаем, западная часть Армении исторически находилась на территории современной Турции. 

Что касается празднования Нового года, то для Армении — это понятие растяжимое. В древности Новый год справляли не только 1 января, а также весной, 21 марта в день весеннего равноденствия. Был ещё один Новый год — Навасард, он отмечался в августе — точная дата неизвестна. А в XIX веке он стал называться Нахратог и его начали праздновать в октябре-ноябре — это был период, когда стада возвращались в зимние хлева. Существовали особые традиции, сопутствующие этим праздникам, и они были разные. Кроме того, в каждом регионе Новый год отмечался по-разному, и дома украшались по-разному. 

А.А.: А ёлка? Когда именно у армян появилась традиция украшать это хвойное дерево?

Ю.А: Ёлка как символ праздника — новая традиция, пришедшая к нам из Европы в XIX веке. Что касается более религиозных сельских районов Армении, то там стало актуальным украшать ёлку в более позднее время, так как новогодняя ёлка — это советская традиция. 

А.А.: Было ли время, когда ёлку запрещали?

Ю.А.  Да, в двадцатые годы, в самом начале советской власти в Армении. Большевики ассоциировали нарядную ёлку с Рождеством, так что первые десять советских лет ёлки в домах отсутствовали, а Новый год был обычным рабочим днём. Хотя в разгар антирелигиозной кампании и запрета на этот праздник существовали семьи, которые тайком справляли Рождество. В итоге правительство решило придать Новому году другой, советский смысл и официально разрешило гражданам праздновать наступление Нового года. Начиная с 30-х годов, согласно указу Сталина, наличие ёлки было узаконено, а идея её установления в домах стала исключительно советской, так как исчез многовековой религиозный христианский контекст. Первая ёлка была установлена в Кремле, а после, буквально в приказном порядке, этот обычай начали распространять по всему СССР. Но в принципе, обычай празднично украшать ёлку на Рождество не претерпел больших изменений, так как установленное для встречи Нового года хвойное дерево сохранялось в доме и до рождественских праздников.

Источник: yandex.ru

Источник: yandex.ru

А.А.: Значит, традиция украшать ель в Армении была прежде связана с Рождеством?

Ю.А.: Традиции не было, особенно в деревенских домах. Ёлка — признак городской культуры, европейской, даже имперской. Только в советское время эта традиция стала повсеместной, проникла в сельские дома и в уклад сельских жителей.

А.А.: Было ли регламентировано вручение подарков в старину в Армении?

Ю.А.: Всё зависит от того, что считать подарком. И Рождество, и Новый год — праздники символически насыщенные. Даже не слишком религиозные люди справляют эти праздники в секулярном порядке. Новый год ассоциируется с началом новой жизни — каждый считает, что в этом году ему повезёт, люди строят планы на Новый год, ну а подарки являются символом того, что это новое уже не за горами. Новогодние подарки Деда Мороза опять-таки заимствованы из Европы, где святой Николай в качестве награды приносит всем сладости.

В Армении новогодние праздники совпадали с карнавальным периодом и проводились карнавальные шествия — аветисы. Дети ходили по домам, пели и взамен получали сладости — конфеты и сухофрукты. Не знаю, насколько это можно считать подарком, но это было вознаграждением за ритуальное действие.

В XIX веке на Рождество, которое воспринималось как семейный праздник, было принято дарить подарки. Эта традиция укреплялась и расширялась благодаря повсеместному распространению культуры потребительства. С массовой культурой, которая рассматривает Рождество, как набор неких потребительских действий, включающих не только покупку подарков, но и новых платьев, украшений, открыток и прочего. Так что современная новогодняя культура XXI века — это, в большинстве своём, продукт индустриального современного общества.

В Армении перед Рождеством обычно начинался Рождественский недельный пост. Конкретной временной разницы между празднованием Нового года и Рождества не наблюдалось. В разных областях и регионах бытовали разные обычаи. К примеру, новогодний тарехац (хлеб года) мог быть испечён и к Рождеству, так же, как и печенье Асил-Басил с изюмом, которое к тому же являлось ещё и атрибутом для новогодних гаданий.   

А.А.: Асил-Басил?

Ю.А.: Это мучные человечки. На руки и рот выпечки выкладывали изюм. Если в процессе выпечки изюм вздувался — это означало, что год будет удачным. Если изюм усыхал — гадающего ждали тяжелые времена. Эти выпеченные фигурки предназначались не только для гаданий, но их ещё и дарили.

Источник: yandex.ru

Источник: yandex.ru

А.А.: Когда у армян возникла традиция украшать ель?

Ю.А.: Традиция наряжать елку — европейская. Поначалу игрушек не было — ёлку украшали ленточками, сухофруктами, подручными материалами. Было абсолютно неважно — ёлка ли это или просто еловые ветви. В Англии вообще украшали ягодами остролиста. Главное — соблюсти растительный орнамент — символ процветания, богатства и изобилия на весь грядущий новый год.

Первые ёлочные игрушки содержали религиозную символику. Рождественская звезда на верхушке ёлки в советское время превратилась в красную звезду. Это пример привнесения новой идеологии без смены формы объекта. 

Ангелочки, ясли, свечи — всё это было связано с нарративами Рождества. Постепенно евангельский подтекст начал обрастать другими секулярными особенностями и значениями. Можно вспомнить тридцатые годы, когда ёлку начали украшать игрушками исключительно советской символики: серпы и молоты, колхозники. В шестидесятые-восьмидесятые годы к ним присоединились космонавты, персонажи из советских мультиков — всё это способствовало формированию особого идеологического и смыслового поля. В последнее время наблюдается тенденция в сторону нейтральности — исчезли фигурки. В продаже большей частью шары, которые за счёт игры света и каких-то дизайнерских решений, создают атмосферу праздника.

Источник: yandex.ru

А.А.: Расскажите о ритуальных блюдах, которые в обязательном порядке должны были присутствовать на новогоднем столе у армян.

Ю.А.: Блюда были разные. Всё зависело не только от региона, но и от семейного достатка. Одно дело крестьянская, другое — городская урбанизированная семья среднего класса. Но, в любом случае, существовала некая общая закономерность готовить блюда, которые символизируют собой целостность. Также готовилось и что-то рассыпчатое. Плов, сухофрукты, зерновые, печенья, конфеты — всё это символизировало изобилие и богатство. Количество блюд определялось цифрами 7 или 12, что связывали с символикой целостности сотворения мира, с какой-то магией в контексте целостности мироздания.

Идея украшения дома заключалась в том, что перед Новым годом нужно очиститься: отдать долги, вымыть дом, приготовить. В деревенских избах белили мукой потолок — этот ритуал был направлен на очищение, освобождение от старых неприятностей. Люди готовились к новой жизни, ждали подарков судьбы — счастья, исполнения желаний.

Журналист Арминэ Агаронян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы.

Обложка: yandex.ru







 

Этнограф Юлия Антонян: Новый год был рабочим днём в первые советские годы