0
0

Традиционно-бытовая культура (XIX – начало XX века)

 
Безымянный.png

Семья

Для традиционного армянского быта были характерны большие патриархальные семейные общины — гердастан, объединявшие до пятидесяти и более родственников нескольких поколений, с четко выраженной половозрастной регламентацией прав и обязанностей их членов.

Перевод слова энтаник, обозначающего семью, означает «под кровлей», то есть имеются в виду живущие в одном доме, под одной крышей. Но в народе для обозначения семьи чаще употребляли другие слова, среди которых, например, оджах (очаг), мец оджах (большой очаг).

В больших семейных общинах вместе жили родители и взрослые сыновья, в свою очередь имевшие детей и даже внуков. Во главе такой общины стоял пользовавшийся неограниченной властью старший в доме мужчина — тантер, хозяин дома, который единолично распоряжался как движимым и недвижимым имуществом гердастана, так и личными судьбами членов семьи.

 
9f23d0ae777360164e2858b01d597080--armenian-wedding-vintage-photos.jpg

Брак и обряды свадебного цикла

В традиционном обществе — особенно среди крестьян — вступление в брак считалось обязательным для всех (за исключением людей с физическими или умственными недостатками). Женить или выдать замуж своих детей старались как можно раньше. В брак полагалось вступать по старшинству, то есть младшие женились и выходили замуж после своих старших братьев и сестер.

При вступлении в брак действовал ряд запретов, определенных нормами обычного права и предписаниями церкви. Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а иногда и до седьмого колена.

Строгим препятствием к браку было искусственное родство. Усыновленный гердастаном не права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником. Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства и посестризма.

 
photo_2018-09-12_16-27-49.jpg

Обряды, связанные с рождением ребенка

Естественным смыслом брака было рождение детей для продолжения рода, поэтому бесплодие считалось одним из самых больших несчастий. Спасаясь от этой беды, которую, по народным представлениям, насылали злые духи, женщина носила на щиколотках браслеты с подвесками, чтобы позвякиванием отгонять их (эти браслеты надевали девочкам еще в детстве).

Бездетные женщины часто посещали места паломничества, совершая при этом обряд жертвоприношения. Верили, что во время богомолья может помочь такой «магический» прием: женщина с тяжелым камнем на спине трижды обходила святыню с тем, чтобы также «отяжелеть». Существовало и много других способов, с помощью которых, как верили тогда, можно было избавиться от бесплодия. Например, не менее принятым было прохождение бесплодной женщины сквозь отверстия в камнях.

 
Khachkars.jpg

Обряды похоронного цикла

Особое место в традиционной народной культуре армян занимают похоронно-поминальные обряды. По сравнению с другими обрядами жизненного цикла они наиболее консервативны, поскольку отражают медленно меняющиеся представления человека о смерти, о душе, о взаимоотношениях живых и мертвых.

Армяне верили в судьбу — тчакатагирь (букв.: надпись на лбу), и, по их представлениям, день смерти был предопределен в момент рождения человека. Когда наступал этот день, человеку являлся ангел или дух смерти и забирал его душу, которая покидала тело с последним дыханием умирающего. По поверью, если человеку не хотелось умирать в этот день, дух смерти силой отнимал у него душу, а иногда и сама душа не хотела покидать тело, предпочитая оставаться в этом мире. В таких случаях в момент предсмертной агонии использовались различные приемы: вынимали подушку из-под головы умирающего, широко раскрывали все окна и двери в доме, чтобы дух смерти мог беспрепятственно удалиться с душою, и т.п. Повсеместно был распространен обычай класть на умирающего разные предметы, с которыми он хотел бы попрощаться: фотографии, одежду родных, которые в этот момент находились вдали от дома, орудия труда, которыми много лет пользовался покидавший сей мир человек.

 

.

 

Литература:

1. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне Нагорного Карабаха: История. Культура. Традиции / А.Е. Тер-Саркисянц ; Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. — Москва : НП ИД «Русская панорама», 2015.