0
0

Изобразительное искусство Армении

 

Истоки армянской культуры

История культуры армянского народа берет начало с VI–V веков до н. э. и является продолжением древней культуры Урарту.

В IX–VI вв. до н. э. на территории Армянcкого нагорья развивалась высокая цивилизация государства Урарту. Полиэтническое население Урарту — хурри-урартские, протоармянские племена — оставило богатое культурное наследие, продолжением которого является культура армянского народа.

 

Древняя Армения. VI век д. н. э. - V век н.э.

На VI век до н. э. приходится завершение формирования армянской народности. Среди художественных произведений VI – III вв. до н. э. высоким уровнем обработки выделяются изделия из металла.

С IV века до н. э. на территории Армении начинает развиваться эллинистическая культура. В III веке до н. э. в Армении появляются новые города, где развиваются ремесла и искусство. Установление более тесных связей с эллинистическими государствами Средиземноморья способствовало дальнейшему развитию древнеармянской культуры в новом, эллинистическом направлении. Со II века до н. э. после восстановления армянской государственности и образования Великой Армении в армянской культуре начинается расцвет эллинизма. Развитие эллинистической культуры поощрялось вначале царем Арташесом I, а затем и Тиграном Великим.

 

Изобразительное искусство в средние века: фресковая живопись

Важнейшее значение для дальнейшего развития истории и культуры армянского народа имело принятие в первые годы IV столетия (301 год) христианства в качестве государственной религии Армении.

Именно с IV века начинается новая фаза в истории армянской культуры — начало средневекового армянского искусства.

Наиболее ранние сохранившиеся фрагменты армянской фресковой живописи относятся к V–VII векам (Церквовь Погос-Петрос в Ереване, Ереруйк, Касахская базилика, Лмбатаванк, Аручаванк). От армянской средневековой монументальной живописи X–XI веков сохранились лишь фресковые фрагменты.

В трактате автора VI–VII веков Вртанеса Кертога «Об иконоборчестве» перечисляются сюжеты, изображаемые в храмах. В частности, приводятся сведения о существовании в Армении с периода раннего христианства фресок с изображениями Св. Григория Просветителя, Св. Рипсиме, Св. Гаяне и других.

В армянских церковных росписях сохранился один из наиболее ранних и полных циклов композиции «Страшного Суда». Анализ ранних армянских росписей в Аруче, Талине, Лмбате, Коше доказывает о наличии уже в VII веке системы декорации, которая достигла наибольшего развития в X веке.

 

Изобразительное искусство в Средние века: армянская миниатюра

Самые ранние памятники армянской миниатюры относятся к VI–VII векам.

Уже в IX–X веках в армянской миниатюре прослеживаются два основных направления. Первый обусловлен заказами феодальной знати, этой группе характерны парадность и живописность, развитой орнамент, и, кроме этого, обилие золота. Вторая группа связана с демократическими слоями, отличается графичностью, лаконизмом, близостью к народному искусству, а также выразительностью лиц и движений образов.

Армянская миниатюра имеет несколько основных групп и этапов развития: период до XI века, школы Великой и Малой Армении XI–XII веков, школы Киликийской Армении XII–XIV веков, школы Бардзр-Айка, Ани, Арцаха, Гладзора, Татева, Васпуракана с XIII века, после XIII века также в колониях армянской диаспоры.

Крайне многообразна миниатюра XIII–XIV столетий, период, когда развивается ряд локальных школ. Среди них особо значительна киликийская школа, развивавшаяся в Киликийском армянском государстве. Возникшая еще в XII веке, она переживает расцвет во второй половине XIII столетия. Особое место в ее истории занимает творчество Тороса Рослина.

В то же время высокого развития достигает миниатюра в Восточной Армении — школы Татева, Гладзора. В Западной Армении бурно процветает школа миниатюрной живописи в Васпуракане. Мастера художественного искусства XIV столетия — Момик, Торос Таронаци и Авак, которые работали в Гладзоре. В Татевском монастыре в XIV–XV веках работали Григор Татеваци и Григор. Последним крупным армянским миниатюристом считается Акоп Джугаеци, живший на рубеже XVI–XVII веков.

 

XVII-XVIII века. Развитие станковой живописи.

С XVII–XVIII веков средневековые художественные стили и подходы постепенно уступают место новым реалистическим методам художественного выражения.

Вместе с миниатюрой и искусством фрески развиваются новые виды художественного искусства — станковая живопись, портретная живопись, тематические произведения и реалистический пейзаж.

В истории изобразительного искусства Армении XVII–XVIII веков важное место занимают художники из рода Овнатанянов. В их произведениях, в том числе выполненных для Эчмиадзинского собора, проявляются черты реализма. Первые росписи Эчмиадзинского собора, из которых сохранились только три сюжетных фрагмента, принадлежат родоначальнику этой семьи Нагашу Овнатану. Большой интерес представляют произведения Арутюна Овнатаняна и Овнатана Овнатаняна.

В XVII веке в Новой Джульфе (Исфахан) жил и работал портретист Минас (портреты Акопджана и Воскана Велиджанянов). Из его монументальных работ известны фрески в нескольких армянских церквях Исфахана. В XVIII веке несколько армянских художников работали в армянской колонии Иерусалима.

С дальнейшим развитием армянского книгопечатания в XVII–XVIII веках развивается книжная графика. Высокую художественную ценность представляют иллюстрации «Айсмавурка» (1706 год) Григора Марзванеци, выполненные ксилографическим способом. Книжные иллюстрации Марзванеци исполнены в национальном стиле. Последний создавал также цветные ксилографии. С середины XVIII столетия в Армении развивается и искусство гравюры.

 

Изобразительное искусство XIX - начала XX века

После освобождения Восточной Армении от персидского ига и присоединения к Российской империи усиливаются связи с западной и русской художественными культурами.

Светское изобразительное искусство и, главным образом, живопись начинают развиваться в новом направлении.

В 30-е –70-е годы XIX столетия в истории изобразительного искусства Армении ведущее место начинает занимать портретная живопись. Среди художников-портретистов того времени следует отметить Акопа Овнатаняна-младшего и Степаноса Нерсисяна — воспитанника академической школы. В первой половине XIX века с появлением гравюр и литографии Агафона Овнатаняна и Ованеса Катаняна начинает развиваться армянская станковая графика.

Из-за неблагоприятных политических и экономических условий в самой Армении армянские художники творческой деятельностью занимались преимущественно в Тифлисе, Санкт-Петербурге и Москве, а также в городах западной и восточной Европы, что способствовало обогащению их творчества новыми художественными приемами и традициями этих стран.

В конце XIX века реалистические бытовые картины создает А. Шамшинян. Этот жанр, однако, достиг наивысшего уровня в творчестве одного из крупнейших армянских художников, который творил на рубеже XIX–XX веков, — Вардгеса Суренянца.

В 1890-е годы в армянской живописи как самостоятельный жанр складывается пейзаж. Родоначальником профессиональной пейзажной живописи становится Геворг Башинджагян.

Егише Тадевосян, Фанос Терлемезян и Степанос Агаджанян создают сюжетные картины в русле реалистического демократического направления концa XIX века и первого десятилетия XX века.

Примечательно творчество Акопа Акопяна, портреты, бытовые картины и пейзажи которого отличаются реалистическим мастерством и тематическим единством. В начале XX столетия в Москве свою творческую деятельность начинает Мартирос Сарьян. В начале творческого пути Сарьян работал в традициях символизма.

 

Изобразительное искусство XX века

С 1920-х годов армянские художники все чаще начинают обосновываться в Армении. В формировании новой художественной школы значительную роль сыграло творчество Мартироса Сарьяна и Степана Агаджаняна.

Особенно ярко мастерство Сарьяна проявилось в жанре пейзажа, характеристических портретов, натюрморта. Агаджанян творил в реалистическом портретном жанре. В армянской живописи ключевое место занимал пейзаж.

Тематические произведения создают Александр Бажбеук- Меликян, Егише Тадевосян, Акоп Коджоян и другие. Театральная живопись развивается в творчестве Георгия Якулова, Мартироса Сарьяна, Михаила Арутчяна и других.

Для живописи 1940–1950-х годов более характерно развитие сюжетного жанра — новый быт, сцены труда, исторические сюжеты, а также натюрморт и пейзаж. Среди крупнейших деятелей живописи середины XX века следует отметить Мариам Асламазян, Ара Бекаряна, Эдуарда Исабекяна, Григора Ханджянa, Оганеса Зардаряна, Минаса Аветисяна, Сейрана Хатламаджяна, Александра Григоряна и других. Из-за рубежа репатриировали видные живописцы Арутюн Галенц и Петрос Контураджян.

На второю половину XX века приходится творчество Саркиса Мурадяна: «Последняя ночь: Комитас» (1956), «Свадьба в Раздане» (1960), «Сасунцы» (1974).

 

Современная армянская живопись

Современная армянская живопись представлена художниками всех направлений.

Их работы регулярно участвуют в выставках не только на территории государства, но и за его пределами, а многие известные салоны в России, Европе и Америке выставляют эти работы на продажу. Среди современных художников можно выделить следующие имена: Севада Григорян, Аревик Аревшатян, Аршак Саркисян, Володя Маргарян (Валмар), Карен Алекян, Сергей Наразян.

 

....

Изобразительное искусство Армении славится необычными цветовыми решениями, смелыми сочетаниями ярких красок, сошедших с ее горных пейзажей, раскинутых под фиолетовым небом.

..

Pictorial art of Armenia is famous for its unusual color solutions, courageous combinations of bright colors that seem to have descended from its mountain landscapes, stretched under the purple sky.

..

Հայկական գեղարվեստը հայտնի է իր արտասովոր գունային լուծումներով, վառ գույների համարձակ համադրությամբ, որոնք թվում է՝ իջել են նրա լեռնային բնատեսարաններից՝ սփռված մանուշակագույն երկնքի տակ:

....



....

Экспозиции

..

Expositions

 ..

Ցուցահանդեսներ

....