0
0

....

Просмотр экспозиции

..

Exposition view

..

Ցուցահանդեսի դիտում

....

 

Декоративно-прикладное искусство Армении

Начало декоративно-прикладному искусству в Армении так же, как и в любой другой стране, положили разнообразные народные промыслы, получившие свое развитие еще в древности и достигшие высокого художественного мастерства исполнения. Гончарное ремесло, ювелирное дело, ковроткачество, кружевоплетение и многое другое — все начиналось с них.

gonchar.jpg

Гончарное искусство. Керамика

В традиционном домашнем хозяйстве у армян преобладала глиняная посуда. Гончарное дело в регионе Армянского нагорья имеет глубокие корни. Археологами были обнаружены великолепные образцы керамики, относящиеся еще к III тысячелетию до н.э., и более поздние — из урартских поселений, например, из Кармир-блура.

Славились своей керамикой, особенно обливной, средневековые столицы Армении — Ани и Двин. Хотя найденные здесь изделия были сугубо местного производства, некоторые из них по технике исполнения, цветовой гамме, декоративным приемам, орнаментальным мотивам имели определенные аналогии с персидскими и византийскими образцами, что, несомненно, свидетельствует о том, что армянские мастера того времени были хорошо знакомы с окружающим их культурным миром.

Первые образцы искусства керамики датируются еще эпохой энеолита. Ремесло интенсивно развивалось, достигнув расцвета в Урарту в VIII веке до н.э. Традиции армянской керамики получили широкое распространение в Средние века, когда слава двинских и анийских мастеров распространилась далеко за пределы страны.

 
oruzheinoe.jpg

Искусство оружейного дела

Оружие — предмет, привлекавший внимание армянских художников по металлу со времен эпохи бронзы. Сначала рубящее и колющее — мечи, сабли и кинжалы.

Головки, крестовины и рукоятки лучших, дошедших до нас образцов, обильно украшает инкрустация и аппликация из золота, серебра, камней, кости, меди и латуни в самых разных цветовых сочетаниях. Клинки кинжалов профилировались и часто украшались гравированными и золочеными надписями и сценами.

В начале XVI века на Кавказ проникает огнестрельное оружие, которое тут же становится излюбленным предметом украшательства.

Ручное огнестрельное оружие и предметы к нему — пороховницы, приспособления для дозировки пороха, ключи к колесцовым замкам — богато украшались всевозможным декором. Ложе и приклады ружей изготовлялись из благородных пород дерева, нередки инкрустации их перламутром и костью. Насечки, орнаменты и надписи, золотая и серебряная инкрустация на стволах, замках и других железных деталях оружия — были предметом гордости как мастеров, так и владельцев. Архивы сохранили имена некоторых известных армянских оружейников XIX века.

 
jewel.jpg

Ювелирное искусство

II тысячелетие до н. э. — наиболее вероятная эпоха, в которую жители Армянского нагорья стали использовать золото и серебро. Золотые и серебряные рудники Армянского нагорья упоминаются у Страбона и Прокопия Кесарийского. Химический анализ многих археологических находок показывает, что они изготавливались из золота, добытого в рудниках Сотка (Зода), которые, в отличие от копей царя Соломона, разрабатываются и в наше время.

Ювелирное искусство соседних с Арменией стран и армянское самобытное ювелирное искусство на протяжении последних четырех тысячелетий создали драгоценный сплав техники и фантазии. Искусство литья, резьбы на золоте и серебре, чеканки, сканых и зерневых узоров, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления — выразилось в многочисленных предметах украшения, культа и быта армян тех эпох. Едва ли не со времени изобретения армянского алфавита для сохранности и украшения рукописей изготовлялись золотые и серебряные переплеты.

В музее Эчмиадзинского монастыря собраны прекрасные образцы армянской церковной утвари — дарохранительницы, кадила, потиры, скипетры. Наиболее древняя из них — дарохранительница XIII века, бывшая собственностью княжеского рода Прошьянов, принесенная в дар церкви Хотакерац Сурб Ншан.

В обиходе у различных социальных слоев армянского населения на протяжении веков были серебряные и позолоченные пояса, пряжки, пуговицы, головные украшения, ожерелья, кольца, кофейные и чайные сервизы. Часть из них можно увидеть в Государственном музее истории Армении, в этнографическом музее «Сардарапат», музее Эчмиадзинского монастыря.

 
kamnerez.jpg

Камнерезное искусство. Хачкары

Армянской архитектуре присуще украшение фасадов с помощью резьбы по камню. Чаще всего их декорировали рельефными фигурами птиц, зверей и рыб. Нередко изображались и фантастические существа — драконы.

Шедеврами армянского камнерезного искусства по праву считаются не имеющие аналогов в мире хачкары — крест-камни. Они берут свое начало с IV века, но как жанр декоративного искусства изготовление хачкаров сформировалось лишь в IХ столетии. Именно с этого времени начался бурный расцвет искусства резьбы по камню.

Хачкары, вначале строгие по композиции, позднее стали покрываться тонкой резьбой. Центральную часть каменного полотна занимает основной символ — крест, вырастающий из зерна или круга. Отражая идею божественного, хачкар сохранил и древнейшие символы вечности. Например, крест в круге — знак бесконечности движения, символическое отражение безостановочного ритма бытия.

Ажурность резьбы придает орнаменту воздушность, как бы дематериализует камень. В ХIII веке ажур на хачкаре становится многослойным. Каждый хачкар отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.

Хачкары служили в основном надгробными камнями, но их также устанавливали в честь военных побед, по случаю основания поселений, завершения строительства храмов, дворцов, мостов, в качестве межевых или пограничных знаков.

Ученые предполагают, что культура хачкаров восходит к культуре возведения каменных стел — вишапов.

 
kovrotkach.jpg

Ковроткачество

Ковроделие относят к числу древнейших ремесел, освоенных армянами. Разведение овец, а значит и производство шерстяных нитей и тканей, их крашение, отмечаются многими историками с древнейших времен.

В Средние века, по мнению арабского географа XII века Ас-Саалиби, овечья шерсть из Армении по качеству стояла на втором месте, после египетской, третье место отводилось персидской шерсти. Ее дополняло использование мягкой козьей шерсти, шелка, позднее — хлопка и льна, золотых и серебряных нитей.

Подготовка шерсти для ковроткачества была довольно сложной. Шерсть до десяти раз промывали в проточной воде, трепали, пряли на веретенах или прялках, сматывали, окрашивали, закрепляли краску квасцами, солью и известью; для придания ей блеска еще и отмачивали в молочной сыворотке.

О красках для шерсти того времени стоит рассказать подробнее. Легендарное место в ряду армянских красителей занимает «вордан кармир» — красная краска, получаемая из корневого червя — кошенили, распространенного в Араратской долине. Она вывозилась в разные страны мира, до сих пор она известна в лексиконе художников как кармин. Из железной охры получали зеленоватую минеральную краску — хрисоколл. Синяя армянская краска — ладжвард — описывается Плинием Старшим как «armenium». Геродот упоминает марену — красную «rubia».

Ковры вырабатывались на ткацких станках — вертикальных и горизонтальных. Характерной особенностью армянского ковроткачества является применение специфического вида вязки, особых узлов и высоты ворса. Особое внимание обращали на ровность и прочность боковых краев, длина ковров доходила до шести метров.

 
kruszhevo.jpg

Кружевоплетение

Настоящий «кружевной бум» Европа пережила в конце XIV века благодаря венецианским купцам. Они завезли во Францию кружева, которые позднее стали называться (и до сих пор называются) «венецианскими».

Стоили они очень дорого и ценились не только за тонкую работу и красоту, но и считались хорошим вложением денег, ведь они практически не изнашивались. Их можно было переносить с платья на платье, вместе с фамильными украшениями передавать любимым наследникам. И мало кого интересовало, что в самой Венеции эти кружева называли «армянскими». «Шили» их киликийские армяне. Во второй половине XIV века Киликийское армянское царство находилось на грани краха, и многие умелые мастера покидали родину, в поисках лучшей жизни. Венеция была активным торговым партнером Киликии, поэтому кратчайшая дорога привела армянских мастеров в Венецию. Здесь и были изготовлены для продажи венецианские-армянские кружева. Секрет их был открыт только в конце XX века: к рабочей нити кружевницы добавляли конский волос. Это не просто придавало работе «носкость», но и определенный объем. А ведь для работы требовались только нить и иголка. В отличии от всех остальных кружев, для венецианских не нужно никакой основы.

Недавние этнографические изучения показали, что игольному кружеву можно определить регион плетения, точно так же, как по узорам и цветовой гамме ковров можно определить исторический регион плетения ковра.

Особенно известны были две школы в области кружевоплетенья: ванская и каринская. Так как плетеньем украшались в основном белье и столовые скатерти, салфетки, то кружево было белым, очень тонким, нежным. В Армении игольное кружево было городским ремеслом. В более поздние времена, советское время, это искусство продолжало жить благодаря переселенцам из Эрзрумской области в бассейне озера Севан и бывшим жителям Вана.