0
0

Декоративно-прикладное искусство

Начало декоративно-прикладному искусству в Армении так же, как и в любой другой стране, положили разнообразные народные промыслы, получившие свое развитие еще в древности и достигшие высокого художественного мастерства исполнения. Гончарное ремесло, ювелирное дело, ковроткачество, кружевоплетение и многое другое — все начиналось с них.

gonchar.jpg

Гончарное дело

Древнейшие гончарные изделия, обнаруженные на территории Армении, относятся в VI тыс. до н.э. (эпоха «гончарного неолита»), когда уже был известен обжиг и грубый орнамент. С первой половины III тыс. до н.э. появляется цветная керамика, с середины бронзового века — чернолощеная. Керамика, изготовленная на гончарном круге, встречается с середины II тыс. до н.э.

Развитию гончарного ремесла во многом способствовало наличие сырья — высококачественной глины — kav, которая, согласно источникам, также вывозилась из Армении в Грецию, в страны Ближнего и Среднего Востока. Так, уже до I тыс. до н.э. из Армении вывозился специальный вид красной глины, известный под названием «армянская глина» (bolus armena), использовавшийся в греческой медицине. Высоко ценился также вид глины, которую арабы и персы называли t’in armani.

Залежи красной, белой и черной глины встречаются во многих местах на территории Армении. Больше всего использовалась красная глина («красная земля» или «сильная земля»). Залежи розовой глины известны в окрестностях средневековой столицы Двин, черной глины («черная земля», «жирная земля») имеются также в Апаране (у подножия горы Арагац), в Араратской долине, Шираке, Сюнике, белой — в Лори, Тавуше.

 
1479729496_kuznya.jpg

Кузнечное ремесло

Кузнечное дело как ремесло первоначально имело универсальный характер и относилось к металлопроизводству. Не случайно среди ряда народов, в том числе и армян, встречаются такие определения как «кузнец меди», «кузнец серебра», «кузнец железа», свидетельствующие, что в раннем периоде кузнечное ремесло и металлообработка были слиты воедино. Кузнечное дело как ремесло сформировалось в период обработки железа.

Армения, будучи одним из его ранних центров, снабжала Междуречье и Ближний Восток сырьем и готовой продукцией. Данные об обработке рудникового железа относятся ко II тыс. до н.э. О широком распространении использования железа уже в I тыс. до н.э. свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории Армении. Обработка железа достигла весьма высокого уровня в период первых государственных формирований, ранних армянских государственных объединений и в период Ванского царства, о чем свидетельствуют изготовленные из железа высококачественные изделия. Согласно историческим источникам, и в дальнейшие периоды обработка металлов, особенно кузнечное ремесло, являлись одним из самых развитых видов ремесел и имели большое значение не только в Армении, но и за ее пределами. Армения являлась одной из тех стран, которая вывозила готовую продукцию из железа.

 
oruzheinoe.jpg

Искусство оружейного дела

Оружие — предмет, привлекавший внимание армянских художников по металлу со времен эпохи бронзы. Сначала рубящее и колющее — мечи, сабли и кинжалы.

Головки, крестовины и рукоятки лучших, дошедших до нас образцов, обильно украшает инкрустация и аппликация из золота, серебра, камней, кости, меди и латуни в самых разных цветовых сочетаниях. Клинки кинжалов профилировались и часто украшались гравированными и золочеными надписями и сценами.

В начале XVI века на Кавказ проникает огнестрельное оружие, которое тут же становится излюбленным предметом украшательства.

Ручное огнестрельное оружие и предметы к нему — пороховницы, приспособления для дозировки пороха, ключи к колесцовым замкам — богато украшались всевозможным декором. Ложе и приклады ружей изготовлялись из благородных пород дерева, нередки инкрустации их перламутром и костью. Насечки, орнаменты и надписи, золотая и серебряная инкрустация на стволах, замках и других железных деталях оружия — были предметом гордости как мастеров, так и владельцев. Архивы сохранили имена некоторых известных армянских оружейников XIX века.

 
jewel.jpg

Ювелирное дело

Армянское нагорье, исключительно богатое сырьевыми ресурсами, сыграло значительную роль в процессе формирования и развития металлургии, в частности, золотодобычи, ювелирного дела, выпуска и обращения золотых монет древнего и средневекового Востока. Начиная с эпохи ранней бронзы, на Армянском нагорье сформировался самобытный очаг ювелирного дела, которое становится отдельной отраслью декоративно-прикладного искусства.

Стилистические и композиционные особенности золотых образцов декоративно-прикладного искусства, тенденции и процесс видоизменений, сравнительные аналогии показывают, что армянские мастера-ювелиры, будучи знакомы с достижениями современного им ювелирного дела, в своих творческих поисках уделяли большое место унаследованным от предков принципам и архетипам. Найденные на территории Армении кубки, чаши, ювелирные изделия из золота и серебра выделяются изысканным вкусом и высоким мастерством.

На северо-востоке Армянского нагорья (на территории Республики Армения) золотые украшения начинают носить со второй четверти III тыс. до н.э. Сырьевыми источниками для местного златоделия могли служить отдельные месторождения и проявления золота, общее количество которых на территории Армении составляет несколько десятков. Самые ранние образцы золотых изделий обнаружены на памятниках раннего бронзового века (Мацамор, Шенгавит, Хаченагет, Степанакерт), представляющих различные этапы развития куро-араксской культуры.

 
kamnerez.jpg

Камнерезное искусство. Хачкары

Армянской архитектуре присуще украшение фасадов с помощью резьбы по камню. Чаще всего их декорировали рельефными фигурами птиц, зверей и рыб. Нередко изображались и фантастические существа — драконы.

Шедеврами армянского камнерезного искусства по праву считаются не имеющие аналогов в мире хачкары — крест-камни. Они берут свое начало с IV века, но как жанр декоративного искусства изготовление хачкаров сформировалось лишь в IХ столетии. Именно с этого времени начался бурный расцвет искусства резьбы по камню.

Хачкары, вначале строгие по композиции, позднее стали покрываться тонкой резьбой. Центральную часть каменного полотна занимает основной символ — крест, вырастающий из зерна или круга. Отражая идею божественного, хачкар сохранил и древнейшие символы вечности. Например, крест в круге — знак бесконечности движения, символическое отражение безостановочного ритма бытия.

Ажурность резьбы придает орнаменту воздушность, как бы дематериализует камень. В ХIII веке ажур на хачкаре становится многослойным. Каждый хачкар отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.

Хачкары служили в основном надгробными камнями, но их также устанавливали в честь военных побед, по случаю основания поселений, завершения строительства храмов, дворцов, мостов, в качестве межевых или пограничных знаков.

Ученые предполагают, что культура хачкаров восходит к культуре возведения каменных стел — вишапов.

 
kovrotkach.jpg

Ковроделие

Важное значение в поисках ответа на вопрос о возникновении ковроткачества в Армении имеют археологические находки. В результате раскопок поселений на северо-востоке Армении были обнаружены инструменты ткача и макет примитивного ковроткацкого станка, относящиеся в IV–III тыс. до н.э. Остатки ворсовых и безворсовых ковров обнаружены в Артикском могильнике (XII–XI вв. до н.э.), в Кармир-Блуре (VII в. до н.э.), а также средневековой столице Армении — Ани.

Дошедшие до наших дней редкие образцы ковров и их фрагменты не дают полной картины технико-технологического и композиционно-художественного облика ковров, однако судить о них, а также об армянском ковроткачестве более ранних периодов позволяют заслуживающие внимания ценные косвенные свидетельства. В этом аспекте уникален так называемый Пазирикский ковер, обнаруженный в Пазирикском кургане Горного Алтая в 1949 году. Этот ковер своим орнаментально-композиционным оформлением отличается от других подобных находок из алтайских могильников и никак не связывается с традициями алтайских народов. Элементы композиции и стиль оформления этого ковра идентичны вавилоно-ассирийскому искусству. Ряд исследователей отмечают идентичность композиции и орнаментального оформления этого ковра с традициями урартского и раннеармянского культурного мира. Особенно примечательны сходства в технико-технологическом плане, как, например, двойные узлы, присущие армянским коврам. Кроме того, по заключению специалистов Эрмитажа, нитки красного цвета окрашены червями типа араратской кошенили — vordan karmir. Эти факты позволяют заключить, что Пазирикский ковер соткан в Месопотамии или в районе бассейна озера Ван и более всего связывается с традициями армянского ковроткачества.

О ковроткачестве в Армении упоминают античные авторы, армянские средневековые источники, арабские географы и путешественники. Арабские источники VIII–XIII вв. указывают основные центры ковроткачества в Армении: Двин, Карин, Ван, а также отмечают ряд особенностей технико-технологического и композиционно-орнаментального характера армянских ковров. Согласно имеющимся источникам, в период раннего Средневековья ковроткачество было особенно развито в Айрарате, Васпуракане, Высокой Армении, Сюнике, Арцахе и других историко-этнографических областях Армении. В городах средневековой Армении, подобно соседним странам, при княжеских домах и монастырских комплексах существовали различные специализированные мастерские, в том числе и ковроткацкие, в которых изготовляли предметы для нужд элиты.

 
kruszhevo.jpg

Кружевоплетение

Настоящий «кружевной бум» Европа пережила в конце XIV века благодаря венецианским купцам. Они завезли во Францию кружева, которые позднее стали называться (и до сих пор называются) «венецианскими».

Стоили они очень дорого и ценились не только за тонкую работу и красоту, но и считались хорошим вложением денег, ведь они практически не изнашивались. Их можно было переносить с платья на платье, вместе с фамильными украшениями передавать любимым наследникам. И мало кого интересовало, что в самой Венеции эти кружева называли «армянскими». «Шили» их киликийские армяне. Во второй половине XIV века Киликийское армянское царство находилось на грани краха, и многие умелые мастера покидали родину, в поисках лучшей жизни. Венеция была активным торговым партнером Киликии, поэтому кратчайшая дорога привела армянских мастеров в Венецию. Здесь и были изготовлены для продажи венецианские-армянские кружева. Секрет их был открыт только в конце XX века: к рабочей нити кружевницы добавляли конский волос. Это не просто придавало работе «носкость», но и определенный объем. А ведь для работы требовались только нить и иголка. В отличии от всех остальных кружев, для венецианских не нужно никакой основы.

Недавние этнографические изучения показали, что игольному кружеву можно определить регион плетения, точно так же, как по узорам и цветовой гамме ковров можно определить исторический регион плетения ковра.

Особенно известны были две школы в области кружевоплетенья: ванская и каринская. Так как плетеньем украшались в основном белье и столовые скатерти, салфетки, то кружево было белым, очень тонким, нежным. В Армении игольное кружево было городским ремеслом. В более поздние времена, советское время, это искусство продолжало жить благодаря переселенцам из Эрзрумской области в бассейне озера Севан и бывшим жителям Вана.