0
0

Ваграм Гайфеджян

Ваграм Гайфеджян

$0.00

Ваграм Гайфеджян учился на живописном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были Валентин Серов, Константин Коровин, Леонид Пастернак, Сергей Иванов и Аполлинарий Васнецов.

Add To Cart

«Для меня жизнь без искусства не жизнь, а одно лишь прозябание», — говорил Ваграм Гайфеджян. Будущий художник родился в 1879 году в Тифлисской губернии Российской империи — в городе Ахалцихе. Его отец, Мкртич Гайфеджян, был священником и учителем армянского языка и литературы.

Ваграм Гайфеджян (1879–1960). «Автопортрет», 1921. Национальная галерея Армении

Ваграм Гайфеджян (1879–1960). «Автопортрет», 1921. Национальная галерея Армении

Чарующая природа родного края, рассказы матери в таинственном свете лампады, иллюстрированные миниатюрами рукописи из богатой библиотеки отца — всё это будило воображение Ваграма и вдохновляло на творчество. В 12 лет мальчик приехал в Москву, где учился сначала в Лазаревском институте восточных языков, а затем в Московском университете на медицинском и юридическом факультетах. Однако склонность к изящным искусствам оказалась сильнее.

Ещё во время учёбы в Лазаревском институте Ваграм Гайфеджян посещал художественный кружок. В период с 1899-го по 1901 год под руководством Вардгеса Суренянца он писал занавес для сцены ученического театра Лазаревского института, а также целый ряд декораций для постановок этого театра.

Ваграм Гайфеджян учился на живописном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были Валентин Серов, Константин Коровин, Леонид Пастернак, Сергей Иванов и Аполлинарий Васнецов. Окончив учёбу, молодой художник некоторое время работал декоратором в императорском Большом театре в мастерской своего любимого учителя Константина Коровина. Вернувшись на родину, в 1912 году Гайфеджян женился на французской художнице Берте Камю, которая приехала в Грузию на лечение. Однако в 1914-м их разлучила Первая мировая война, и во второй брак художник вступил только 15 лет спустя.

В 1916 году Ваграм Гайфеджян стал действительным членом впервые созданного национального художественного объединения «Союз художников-армян» (центр в Тифлисе). После переезда из Грузии в Армению Ваграм Гайфеджян долгие годы проработал в Эриванском художественном училище (ныне имени Ф. Терлемезяна), совмещая преподавание и творчество. Разносторонне развитый интеллектуал, он был блестящим педагогом. Всегда одетый с европейским лоском, Гайфеджян заражал своих учеников любовью к импрессионизму в то время, когда искусство Дега, Мане и Ренуара было убрано в запасники и даже чёрно-белые репродукции их картин было не сыскать.

Ваграм Гайфеджян. «Старый Ереван», 1951. Национальная галерея Армении

Ваграм Гайфеджян. «Старый Ереван», 1951. Национальная галерея Армении

С 1924-го по 1955 год в разное время Ваграм Гайфеджян преподавал в училище (частью совмещая) следующие дисциплины: рисунок, живопись, графику, ксилографию, цветоведение, теорию и историю изобразительного искусства, историю костюма, методику преподавания изобразительного искусства, методику рисования, технику и технологию живописи.

Творчество Гайфеджяна своеобразно объединило приёмы импрессионизма, фовизма и модерна. В графических сериях декоративных мотивов первого десятилетия XX века Гайфеджян вплотную приблизился к абстракции. Но всё-таки от фигуративной живописи он не отказался и вдохновлялся в своих картинах литературой, в частности, Ги де Мопассаном. Но в его мопассановских мотивах, таких, как сценка «После бала», подробности книжного первоисточника не важны. Главное здесь — подвижная, наэлектризованная атмосфера двуликого Парижа Прекрасной эпохи, блистательного и обывательского, бесстыдного и в то же время чопорного.

Ваграм Гайфеджян. «После бала», 1912. Национальная галерея Армении

Ваграм Гайфеджян. «После бала», 1912. Национальная галерея Армении

Анализируя творчество Ваграма Гайфеджяна, определяя его роль в изобразительном искусстве и в воспитании замечательной плеяды армянских художников (у Гайфеджяна, например, учился художник Хачатур Есаян), выдающийся скульптор Ерванд Кочар писал: «Гайфеджян сумел передать своё мастерство сотням учеников, которые сами уже стали мастерами. Многосторонне образованный художник, с которым (в этом смысле) может сравниться по времени разве что Вардгес Суренянц, человек утончённой культуры и высоких нравственных качеств, Гайфеджян учил своих учеников не только живописи… Он воспитывал в них благородство чувства, учил их своим личным примером не менее, чем словом, высоте помыслов. Творчество Гайфеджяна очень поучительно и ценно. В истории нашего отечественного искусства оно занимает своё, особое место. Свою партию в грандиозной симфонии армянского искусства Ваграм Гайфеджян провёл на высоком художественном уровне. Под мягкую гайфеджяновскую сурдинку с тончайшим мастером он сыграл её на своей лирической струнке. И также бесшумно и тихо свершил свой последний путь в 1960 году».

Использованные материалы:

1. Ваграм Гайфеджян ǁ rusimp.su.

2. Ваграм Гайфеджян ǁ artchive.ru.

3. «Тихий гений» Ваграм Гайфеджян ǁ golosarmenii.am.

1. «Мопассановские мотивы» (1919). 2. «Уголок старого Тифлиса» (1923). 3. «Старый Тифлис» (1936). 4. «Интерьер» (1925). 5. «Канатоходцы» (1930). 6. «Школьный квартет» (1936–1937). 7. «Дома» (1937). 8. «В кафе (в парке)» (1910-е). 9. «Пасмурный день» (1913). 10. «В кафе» (1914). 11. «Маскарад» (1916). 12. «Май» (1915). © Национальная галерея Армении ǁ gallery.am