Как поладили между собой Хармс, Гоголь и Сервантес

Как поладили между собой Хармс, Гоголь и Сервантес

Армянский музей Москвы и культуры наций приглашает вас на уникальный спектакль-сочинение Дмитрия Крымова «Сэр Вантес. Донкий Хот» по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот», где есть место и герою «Записок сумасшедшего» Н.В. Гоголя и заключенному тюремной больницы Ювачеву-Хармсу Даниилу Ивановичу. 

18 октября в Школе драматического искусства будет представлено коллективное сочинение, отмеченное множеством театральных премий. Среди них – премия «Золотая маска»  2007 года в категории «Спектакль-новация».

О своем спектакле режиссер, художник, сын прославленного режиссера Анатолия Эфроса и критика Натальи Крымовой говорит:

«Человеку страшно быть одному. Одиночество — удел героев и сумасшедших. Вместе людям спокойно. Они кажутся себе сильнее, и это придает им уверенность в себе, поэтому они и любят, как писал Окуджава, собираться в стаи. Стаи или сообщества бывают разные — идеологические, религиозные, профессиональные, мужские и женские. И люди из одних сообществ часто не любят людей из других сообществ. Это придает им еще большую уверенность в себе: чувство своего стада всегда сильнее, когда рядом другое стадо. И вот сообщество, скажем, баскетболистов не любит, например, карликов, а в сообществе карликов не любят баскетболистов. В содружестве продавцов не любят, скажем, ревизоров, среди ревизоров наблюдается явное презрение к продавцам. Автомобилисты не любят милиционеров — милиционеры не любят автомобилистов. Ну, и так далее. Вот такой балаган. И ни одна толпа на свете не любит странствующих рыцарей — этих одиноких защитников справедливости. Одиночки мозолят глаза, раздражают и вызывают малопонятное чувство собственной ущербности и, естественно, протеста. Можно сказать, что странствующих рыцарей не любит никто, кроме их жен, и это по-своему способствует объединению людей — баскетболистов, продавцов, милиционеров и ревизоров в одну большую дружную толпу. И она не любит тех, кто от нее отличается. Не любит и мстит. Во все времена и во всех странах. Даже в Испании».

«Дон Кихот – персонаж необычно заманчивый. Он человек, отличный от других. Один из первых литературных героев, испробовавших на себе нелюбовь толпы. В нашем балаганном спектакле – балаганный вариант этого старинного конфликта. Герой отличается ростом. Карлики не любят высокого. И, при виде его, респектабельное сообщество молниеносно превращается в ревущую, хохочущую толпу. Их цель поставить его на колени. Наш спектакль можно было бы назвать: «Приключения ОТЛИЧНОГО человека». Отличного от других».

Валерия Олюнина

Как поладили между собой Хармс, Гоголь и Сервантес