Менделееву приснился 118 элемент Оганессий

Шутки в сторону, ведь это известный факт - сам Менделеев опровергал легенду, появившуюся при его же жизни, о том, что он увидел таблицу Менделеева во сне. Но крупнейший российский учёный, специалист в области экспериментальной ядерной физики, академик РАН (2003), научный руководитель лаборатории ядерных реакций им. Г. Н. Флёрова в Объединённом институте ядерных исследований в Дубне, заведующий кафедрой Ядерной физики университета "Дубна" Юрий Цолакович Оганесян часто вспоминает эту легенду. Он считает, что гениальный Менделеев, первый, пожалуй, кто понял некие законы природы, что элементов вроде много, хотя их тогда было не очень много, 63 всего. Что их как-то можно разделить на группы. И это разделение на группы является случайным. Он искал микромир. Юрий Цолакович считает, что таблица Менделеева прекрасна не потому, что  там написаны элементы. А потому что так демонстрируется закон, показывающий поведение элементов в группе, когда каждый подобен своему «родственнику».

Почти 150 лет прошло с тех пор, и в ноябре этого года состоится утверждение химического элемента oganesson (оганессий-og), названного в честь всемирно известного ученого. Об этом стало известно 8 июня: Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) дал имена четырём новым элементам периодической таблицы Менделеева с атомными числами от 113 до 118. Это - Нихоний (Nh) - 113 элемент, Московий (Mc) - 115 элемент, Теннессин (Ts) - 117 элемент, Оганессий (Og) - 118 элемент. Работа над открытием нового элемента заняла двадцать лет.

А ведь когда-то химические элементы получали свои названия в честь планет. И в том, что они стали увековечивать имена гениальных ученых, есть высшая метафизическая правда: ведь такие люди, как Юрий Оганесян действительно планетам подобны.

Оганесяном проведены фундаментальные исследования механизма взаимодействия сложных ядер. Им было обнаружено и исследовано влияние ядерной структуры на коллективное движение ядер в процессах слияния и деления, он является автором открытия нового класса ядерных реакций — холодного слияния массивных ядер. Ученому принадлежат основополагающие работы по синтезу новых элементов на пучках тяжелых ионов. Он является соавтором открытия тяжелых элементов таблицы Менделеева: 104-го элемента — резерфордий, 105-го элемента — дубний, 106-го элемента — сиборгий, 107-го элемента — борий, что было признано как научные открытия.

Международное экспертное сообщество неоднократно отмечало Юрия Оганесяна как наиболее вероятного претендента на Нобелевскую премию среди ученых, живущих в России.

Наири Закарян