Альбом Вартана Ачемяна

Альбом Вартана Ачемяна

Все мы, чьи дети стали москвичами в первом поколении (это, кстати, относится не только к армянам), стараемся хотя бы раз в году, преимущественно летом, побывать на Родине. Возвращение домой превращается в особый ритуал, когда нужно проверить, всё ли на месте, не прибавилось или не убавилось ли чего…  А как радует находка давно потерянных или забытых вещей! Возникает чувство потерянного и обретенного времени, совсем как в детстве, когда копались в старых вещах, сохраненных бабушкой или теткой… Сразу хочется поделиться с детьми, рассказать историю находки, заодно немного о себе, ну и, конечно, о той поре, которая, безусловно, была прекрасной, хотя бы потому, что время убрало всё лишнее.

Так случилось и на этот раз. Только находка была нешуточная и характеризовала не какой-то отрезок времени, а целую эпоху в истории армянского театра под именем Вартан Ачемян. Это был альбом его дружеских шаржей и карикатур, выпущенный в начале 80-х в Ереване. Опять же придется напрячься, чтобы провести хоть какой-то призрачный мостик между историей армянского театра XX века и нашими детьми, живущими не в XX веке и, преимущественно, не в Армении. Поэтому мы выбрали шаржи тех деятелей искусств, которые смогли дотянуться до нас не только силой своего таланта, но и благодаря наличию передовой кино- и фототехники, сохранившей их иллюзорное присутствие для нас. Это и величайший художник Мартирос Сарьян, и Мгер (Фрунзик) Мкртчян, и Сос Саркисян, и сам Вартан Ачемян.

Он был родом из Вана. В роковом 1915 году семья сумела перебраться в Восточную Армению и чудом выжить. Конечно же, варпет Мкртыч желал бы для сына «солидной» профессии, но Судьба сама позвала его.

В 1921 году из Тифлиса в Ереван перебрался «Хайартун» (Дом Армянского искусства) и заложил основы драматического театра в Ереване. Сам Ачемян начинал свою режиссерскую деятельность в Ленинакане (ныне Гюмри), но после Великой Отечественной войны был приглашен в Государственный академический театр им. Габриэла Сундукяна (бывший Хайартун) в Ереване в качестве главного режиссера. Театр тогда выступал в своем «золотом» составе: Рачья Нерсисян, Авет Аветисян, Тадеос Сарян, Ольга Гулазян, Арус Асрян, Армян Котикян и другие. Имена, которые нам, к сожалению, ничего не говорят, но которые задавали тон духовной жизни послевоенной Армении. На эти спектакли специально ездили из других городов и сел, и нужна была очень сильная гениально одухотворенная личность, чтобы не только поддержать, но и раскрыть новые грани таланта уже признанного и нашедшего своё амплуа актера. Ачемян это сделал. Свидетельство тому – его шаржи-характеристики. Он был не только режиссером. Обладая  безусловной жилкой художника, он каждым работником театра и деятелем искусства воспринимался как «свой», как товарищ по цеху, дружил не только с театральными художниками, но и направлял и консультировал декораторов, костюмеров, а также учил молодое поколение актеров воспринимать новые образы через изображения, придавая им более «устойчивые» черты и особенности.

Ачемян вырастил новое поколение «сундукянцев»: Хорена Абраамяна, Метаксию Симонян, Вартуи Вартересян и многих других, которые тоже – увы! – уже покинули нас. 20 сентября исполняется вторая годовщина смерти Соса Саркисяна, одного из последних «ачемяновцев», актера, который не только хранил верность заветам своего Учителя, но и, как верный «ачемяновец», основал театр в Ереване – Хамазгаин (Всенародный), где продолжаются традиции и живет искусство армянского театра.

Альбом Вартана Ачемяна