Армянский народный эпос «Сасна црер»

Армянский народный эпос «Сасна црер»

Честно говоря, мы не планировали писать продолжение тому, что уже было опубликовано. Но ситуация, которая сложилась в столице Армении, ситуация, которая постоянно держит словосочетание «Сасна црер» у всех на слуху, заставляет обратить внимание еще на одну сторону этой мудрейшей повести - на толкование понятий долга, чести, верности и достоинства.

Казалось бы, дежурный набор слов, присутствующий в любом литературном произведении. Не будем приводить общеизвестные примеры, подойдем к вопросу с другой стороны: отношение окружения героя к самому герою. Четыре поколения героев – Санасар, его сын Мгер-старший Львораздиратель, сын Мгера Давид и сын Давида Мгер-младший. И на все четыре поколения - один и тот же  доблестный конь, рожденный из огня и воды, мерцающий меч - молния, одни и те же доспехи и обереги. Вопрос не в том, что сказочная манера повествования допускает отдельные прегрешения в хронологии, что главное вытесняет второстепенное. В эпосе нет второстепенного и главного. Есть единое целое, которое не только отражает неразрывную связь поколений, но и подчеркивает одну единую четкую моральную позицию: все ради земли отцов и своего народа.

В этом смысле и конь, и оружие выступают такими же носителями идеи родного очага, отцовского наследства, как сама крепость Сасун, как горные ключи Цовасара, то родное окружение, присутствие любимых женщин, которое и создает гармонию жизни и любви, гармонию, потеря которой приводит к хаосу.

Об этом говорили сказители тысячу и тысячу лет до нашего появления. Все сказители всего мира.

Вспомните Прометея, Геракла, сказки своего детства, вспомните Зигфрида, короля Артура. Но зла меньше не становится, а люди не становятся ни терпимее, ни добрее. Наш эпос появился задолго до нашего алфавита, а имя Давид с веками стало настолько «нашим», что многие из нас, хотя знакомы с историей библейского Давида, считают это имя армянским. Скорее всего, на этот нюанс хотел намекнуть и наш великий Ерванд Кочар, придавая лицу памятника «нашему» Давиду некоторое сходство с Давидом Микеланджело. Добро должно возвышаться. Добро непобедимо и бессмертно, оно прекрасно,  оно хранитель гармонии человеческого окружения. Добро должно победить. Никто из нас не хочет понять, что это относится ко всем нам. На самом деле, кровь очень легко проливается, но ведь необратимо….

Армянский народный эпос «Сасна црер»