Комплекс Нораванк

В Вайкском марзе Республики Армения в трёх километрах на восток от села Амагу на устремлённом вверх южном берегу реки Гнишкаджур, ответвлённой от реки Арпа, на живописном склоне, обрамлённом величественными оранжевыми скалами, возвышается Нораванк.

В 4-5 вв. на месте сегодняшнего Нораванка находились церкви св. Карапета и св. Фоки. Признанный армянский историк Степанос Орбелян сообщает, что в начале 12 в. епископ Ованес переведён в церковь св. Карапета, и вскоре территория церкви настолько расширилась, что образовался церковный комплекс, где была организована монастырская братия, установившая с властями дружественные отношения, что позволило церкви стать обладателем плодородных земель и деревень. Таким образом, основался нораваканский епископат.

В начале 13 в. Сюникская область Великой Армении освободилась от гнёта сельджукских тиранов и управлялась Липаритом Орбеляном. Все доходы и имущество Нораванка были возвращены церкви и митрополит Степанос (1170-1216) установил в Нораванке кафедру Сюникских епископов.

В течение следующих 100 лет велось широкомасштабное строительство, было создано крупное книгохранилище и производилась несравненная роспись миниатюр, в частности «История области Сисакан» (1298г.) – величайший шедевр армянской летописи. Здесь же начались работы по перемещению Всеармянской церкви в Первопрестольный Св. Эчмиадзине. В последующие четыре столетия в Норванке процветала религиозная и культурная жизнь вплоть до вынужденной миграции 1604 г. Последний удар нанесло страшное землетрясение 1840 г., уничтожившее большинство церковных строений. Нораванк восстановлен в 1988-1999 г.г.

Церковь св. Карапета, или Старая церковь находится в южной части комплекса и является древнейшей. Она сооружена в 9 в.. Малый храм имеет широкую арочную ризницу, гардероб и прилегающие к нему помещения. И храм, и ризница окружены четырёхугольной внешней стеной, где единственный вход находится с западной стороны.

Церковь св. Стефана – главная церковь храма. Она сооружена между 1216 г. и 1221 г. Поэтому поводу получено множество богатых даров из золота и серебра и не только Вайоц дзором, но и Нахичеваном и Чахуком. Епископ Саркис I, один из основателей церкви, совершил паломничество в Иерусалим, где получил в дар раку с прахом указательного пальца пророка Стефана, первой христианской жертвы. Дар был отослан в Норванк, но сам Саркис принял мученическую смерть в 1236-1240гг. в Иерусалиме.

Церковь с крестообразной планировкой имеет двухъярусный удлинённый гардероб и восемь округлых ризниц.

Величественный остроконечный купол покоится на четырёх арках. Веками церковь неоднократно перестраивалась, но неизменно сохраняла первичную архитектуру.

Притвор- сооружён несколькими годами позже церкви и более просторен. Он имеет особое архитектурное решение, позволяющее установление кровли без колонн. Настенная резьба также являет особый стиль, гармонирующий как с традиционным, так и со стилем возрождения, и нововведениями своего времени.

Церковь – усыпальница Григория Просветителя – небольшое изысканное сооружение, находится в северной оконечности центральной скальной возвышенности. Она построена младшим братом царя Смбата Тарсаичем, скончавшимся в Тавризе в 1273 г. Тело усопшего перенесено в усыпальницу, впоследствии ставшую местом упокоения высокопоставленных особ рода Орбелянов.

Церковь св. Богородицы – высокохудожественный, возможно, прекраснейший образец средневековой классической архитектуры, сооружена в 1339 г. Буртелом, внуком Тарсаича. Церковь, также именуемая Буртелашен, находится в 30 м на северо- западе от центральных зданий. Семь лестничных ступенек преддверяют вход в подземный склеп.

Эта церковь также имеет крестообразную архитектуру. Подножие внешней стены и две консольные лестницы составляют остроугольный треугольник, образующий преддверие второго этажа, символизируя подъём, возрождение и идею стремления ввысь. Округлая звонница несет на себе клобукообразный купол, покоящийся на 12 колоннах.

Церковь св. Богородицы являет нам тончайшую работу скульпторов и резчиков по камню во множестве образцов, украшающих входы на первый и второй этажи, колокольню, колонны и нижнюю усыпальницу. Передняя стена украшена искусно вырезанным орлом с оленем в когтях – герб рода Орбелянов. Реставрацию замечательного памятника армянской архитектуры и всех близлежайщих строений в 1999 г. осуществили на свои средства жители Монреаля, Канада, доктор Тигран и мадам Диана Аджетяны.

Высокие стены, окружающие комплекс Нораванк, внутренние и внешние часовни. Погребения и иные строения являются памятниками 5-15 вв. Среди них также находятся могила Момика, великолепнейшего зодчего средневековья, и захоронение историка Степаноса Орбеляна.

В течение ряда веков Нораванк, служил символом национального единения, стремления к свободе и был верным хранителем армянской апостольской веры, пособником её развития, служил колыбелью культуры, архитектурного и духовного возрождения Армении.

Комплекс Нораванк