Карабахский конфликт и «кольцо анаконды»

Отношения России и НАТО на протяжении всего постсоветского периода развивались мирно, но им всегда не хватало взаимного доверия. Истоки этого недоверия берут начало со времен завершения холодной войны, взаимными обещаниями уважать интересы друг друга. Альянс остается геополитическим и силовым фактором, влияющим на ситуацию в сфере безопасности у российских границ.
Существует точка зрения, что НАТО придерживается так называемрй сратегии «кольцо анаконды». По мнению специалистов, данная стратегия охватывает достаточно большое количество государств. Рассмотрим конфликт в Нагорном Карабахе как фактор реализации данной стратегии.
«Стратегия анаконды» впервые была сформулирована в ходе Гражданской войны (1861-1865) в США генералом Уинфильдом Скоттом, командующим армией северян. Суть стратегии состоит в том, чтобы блокировать с моря и по береговым линиям вражеские территории, отрезая от доступа к портам и добиться, в результате этого, стратегического истощения противника.
Результаты «холодной войны» подтвердили эффективность стратегии. Значительные территории были выведены из-под влияния СССР (России), границы атлантистского влияния были, соответственно, сдвинуты далеко вглубь материка. Избежать полного поражения в геополитическом противостоянии Россия смогла благодаря сохранившемуся советскому ядерному арсеналу. События последних лет показывают, что атлантистская цивилизация продолжает проведение в жизнь прежней стратегии – размещает военные базы и системы противоракетной обороны всё ближе к границам России, пытается взять под свой контроль территории по периметру российских границ, сжимая «кольцо анаконды».
Таким образом, мы видим, что дисбаланс в близлежащих от России регионах способен повлиять на геополитическое противостояние запада и России. Естественно, Россия не заинтересована в таком развитии событий. Для нее Армения, как и многие другие страны, граничащие с Россией, является буферной страной. Данный термин был впервые использован З. Бжезинским в книге «Великая шахматная доска».
Буферные государства — это страны, расположенные между враждующими (в военном или геополитическом смысле) государствами, разделяющие их и обеспечивающие таким образом отсутствие общих границ и контакта враждебных друг другу армий.
Заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов подчеркнул, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта выгодно России стратегически. "Выгода России заключается в принципиальном продвижении основополагающего тезиса о том, что по периметру границ РФ должны быть дружественные, процветающие, развивающиеся государства, которые не несут какой-либо потенциальной конфликтообразующей угрозы. В этом смысле Россия – один из субъектов, максимально заинтересованных в том, чтобы найти мирное, взаимоприемлемое разрешение нагорно-карабахского конфликта", - сказал он.
Апрельские вооружённые столкновения между азербайджанскими и армянскими силами привели к многочисленным жертвам с обеих сторон. Урегулирование конфликта произошло благодаря активному военно-дипломатическому вмешательству России. При этом Армения связана с Россией не только рядом договоров по части коллективной безопасности. Армения имеет длинную границу с Турцией, которая, в конце концов, является членом НАТО, а также с Азербайджаном и Грузией, которые установили в последние годы связи с НАТО.
В настоящее время планы российской национальной безопасности предусматривают увеличение российских войсковых формирований в Армении, в рамках общего повышения роли ОДКБ в деле гарантирования региональной безопасности.