Довлатов - "локомотив" писательских кино

Довлатов - "локомотив" писательских кино
 Режиссер-документалист Роман Либеров. финалист «ТЭФИ 2010» в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий» за фильм «Разговор с небожителем». Фото siburbia.ru

Режиссер-документалист Роман Либеров. финалист «ТЭФИ 2010» в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий» за фильм «Разговор с небожителем». Фото siburbia.ru

Фильм Алексея Германа-младшего "Довлатов" включен в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля. 

О творчестве и судьбе писателя в последние годы снят ряд лент: это "Написано Сергеем Довлатовым" режиссера Романа Либерова, "Довлатов. Пять углов" журналистов Азы Бабаян, Вадима Дубнова. 

Сегодня мы расскажем о фильме Ромы Либерова. Он -  автор необычных биографических "писательских" историй про Сергея Довлатова, Георгия Владимова, Юрия Олешу, Иосифа Бродском, Осипе Мандельштаме,  Ильфа и Петрова. С Довлатова эти фильмы и начались в 2013 году. 

Рома Либеров считает, что сам Сергей Донатович очень удивился бы, узнав, что стал локомотивом – то есть встал перед киноБродским, которого озвучил актёр Кирилл Пирогов, Олешей от Армена Джигарханяна, «Записки писателя» которого очень ценил, Владимовым от Валентина Гафта.

Фильм "Написано Сергеем Довлатовым" создан из фрагментов произведений, писем, интервью, редакторских колонок…Фильм-коллаж… Он снимался в Петербурге, Республике Коми, Таллине, Пушкинских горах и Нью-Йорке. Либеров и его команда попытались увидеть мир глазами другого человека или мифа о нём.

 Такие подарочные наборы для фанатов Довлатова можно купить в книжном магазине "Москва"

Такие подарочные наборы для фанатов Довлатова можно купить в книжном магазине "Москва"

Образовалась конструкция из деталей, пространства, фотографий, рисунков, звуков, печалей… Фильм сочинён при живом содействии Елены, жены писателя, и Катидочери Довлатова. Текст от первого лица читает Сергей Пускепалис.

Другим названием фильма могло бы стать «Весёлый ад» – известная среда обитания Сергея Довлатова. Очень пластичными «отбивками» и в то же время «инкрустациями» были анимационные персонажи: фильм начался с того, что сам мультяшный писатель возлежал прямо на собственном надгробии и, как герой Велимира Хлебникова «Жизнь с конца», почти удрал со своих похорон. Посылая к чёртовой матери весь похоронный хлам, отряхивая лепестки белых гладиолусов, обращается к скорбящим: «Одну минуточку. Не расходиться! Сейчас я назову поимённо всех людей, которые вогнали меня в гроб».

Списков, конечно, в фильме не было. С каждым кадром, напротив, мы убеждались, что Довлатов сам загнал себя в «четвёртый круг», где скупые и расточители перетаскивают разные тяжести, вступают друг с другом в бой. Наверное, оттого-то ему прежде всего хотелось набить морду себе самому. В действо, которое было закручено как калейдоскоп видений почти всегда нетрезвого Довлатова, попадали то анимационный Ленин если с не железным, то с абрисным Феликсом, урки, которых охранял Довлатов в армии, когда служил охранником в лагерях Коми АСCР, крикливый попугай, которым обернулась американская мечта – увы, не орлом, не синей птицей.

 Кадр из фильма режиссера Романа Либерова "Написано Сергеем Довлатовым"

Кадр из фильма режиссера Романа Либерова "Написано Сергеем Довлатовым"

Довлатов - "локомотив" писательских кино