Тамара Туманова. «Чёрная жемчужина русского балета»

Тамара Туманова. «Чёрная жемчужина русского балета»
d5b7a66613a8.jpg

Английский критик балета А. Котон (A.V. Coton) писал о Тамаре Тумановой, что она — с шелковистыми черными волосами, глубокими карими глазами и бледной кожей — была «самым прекрасным существом в истории балета». Подтверждали это друзья и коллеги Тумановой. «Мы учились у Ольги Преображенской, будучи детьми», — писал ее друг детства, артист балета Юрий Зорич в своих «Беседах с Тамарой Тумановой».

Зорич, восхищаясь ею, вспоминал: «Тамара всегда была гордостью балета! У нее фантастическая техника; мы шутили: когда она делает арабеск, то можно выйти пообедать, вернуться, а она все еще будет стоять в арабеске. У Тамары стиль драматический, вообще, в ней было что-то мистическое».

Начиная с 1930-х годов «чёрной жемчужиной русского балета» Тамарой Владимировной Тумановой были завоеваны ведущие балетные сцены Европы — парижский Гранд-опера (Парижская опера), миланский «Ла Скала», лондонский «Ковент-Гарден». Она сотрудничала с самыми прославленными труппами мира. Для нее ставили свои сочинения Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин и Бронислава Нижинская. Для исполнения главных партий Тумановой Баланчин поставил балеты «Котильон» (1932), «Моцартиана» (1933) и «Балюстрада» (1941). С ней репетировал свои балеты Михаил Фокин. Близкие творческие и дружеские отношения связывали Туманову с Александром Глазуновым, Сергеем Прокофьевым, Пабло Пикассо, Марком Шагалом.

f879b646df4d548934115172163aed31bc5f6c160904580.jpg

Тамара Туманова родилась в 1919 году. В России шла Гражданская война. Только недавно мир сотрясала Первая мировая. Шло время, когда человеческие жизни и судьбы отодвигались на второй план.

О месте рождения блиставшей спустя время на мировых балетных сценах Тамары Тумановой приводятся множество версий. В 1919 году уроженка Тифлиса Евгения Дмитриевна Туманова бежала из России в Китай, чтобы воссоединиться с мужем — полковником царской армии Владимиром Борецким-Хазидовичем. 2 марта у нее родилась дочка Тамара. Сведения о месте рождения Тумановой в различных источниках расходятся. Это и Тюмень, и где-то недалеко от Шанхая, и сам Шанхай. Автор некролога о балерине в газете The Independent Джон Грегори писал, что она родилась в поезде недалеко от Шанхая.

Расходятся и сведения о национальности Тамары Тумановой. Хасидович — такой была ее фамилия при рождении. Туманова — ее сценический псевдоним, под которым она выступала с 1928 года. В 1943 году при получении гражданства США сценический псевдоним стал официальной фамилией. Источники говорят о грузинских, армянских, русских, польских и украинских корнях балерины.

Отец будущей балерины Владимир Дмитриевич Хасидович, возможно, имевший польское происхождение, был участником Русско-японской и Первой мировой войн, георгиевским кавалером, получившим в 1920 году звание полковника.

igor4-04051720144814_9.jpg

Есть версия, что по линии матери Тамара происходила из княжеской грузинской семьи Туманишвили. Сохранился послужной список деда по матери — князя Дмитрия Захаровича Туманова. В воспоминаниях французской певицы Людмилы Лопато («Волшебное зеркало воспоминаний», 2003) можно прочитать: «Тамара была армянско-польского происхождения, а вовсе не грузинской княжной Туманишвили, как многие думают».

Тамаре было 18 месяцев, когда ее родители вновь встретились после революции. Семья покинула Россию через Владивосток, чтобы на год обосноваться в Шанхае. В 1925 году семья оказалась в Каире и вскоре после скитаний по лагерям беженцев попала в Париж.

 Тамара Туманова и Серж Лифарь

Тамара Туманова и Серж Лифарь

В Париже Тамара Хасидович посещала уроки игры на фортепиано, а с 1925 года начала заниматься балетом в школе Ольги Преображенской. Первый детский дебют, восторженно принятый зрителями, состоялся на концерте в Париже в присутствии Анны Павловой. В 1928 году в эмигрантском журнале «Иллюстрированная Россiя» вышла заметка, где балерина уже фигурировала под псевдонимом: «Тамарочка Туманова — становится знаменитой балериной. Она делает какое-то невероятное рекордное количество „пируэтов“ и приглашена на несколько выступлений в Grande Opera в Париже».

4 марта 1929 года в Парижской опере состоялась премьера спектакля на музыку десяти французских композиторов, в частности, Равеля, Ибера, Русселя, Мийо, Пуленка, Орика и Шмитта. Тогда талант десятилетней Тамары Тумановой был замечен Джорджем Баланчиным, хореографом грузинского происхождения, положившим начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом.

В 1932 году два импресарио Рене Блюм и полковник де Базиль (псевдоним Василия Воскресенского) создали антрепризу «Русский балет Монте-Карло» (Ballet Russe de Monte Carlo).

Главный балетмейстер новой труппы Джордж Баланчин ввел в ее состав трех русских девочек — 13-летних учениц Ольги Преображенской Ирину Баронову и Тамару Туманову и 15-летнюю воспитанницу Матильды Кшесинской Татьяну Рябушинскую.

 Грегори Пек и Тамара Туманова в фильме «Дни славы». www.imdb.com

Грегори Пек и Тамара Туманова в фильме «Дни славы». www.imdb.com

Выступление трио на первом представлении Русского балета Монте-Карло в Лондоне в 1933 году стало большой театральной сенсацией. Английский писатель Арнольд Хаскел назвал их «бэби-балеринами». «Я думаю, они обеспечат превосходство русского искусства еще на долгие годы», — писала в мемуарах Матильда Кшесинская.

В 1933 году Джордж Баланчин переехал в США, где открыл Школу Американского балета. 2 января 1934 года она приняла первых учеников. Через год Баланчин основывает профессиональную труппу «Американский балет», который выступал сначала в Метрополитен-опера, затем гастролировал как самостоятельный коллектив.

В 1937 году из Парижа в США вместе с родителями уезжает и Тамара Туманова. На Бродвее она впервые выступила в спектакле «Звезды в твоих глазах» в 1939 году. В первые годы проживания Тумановой в Штатах ей всячески помогал режиссер театра и кино Рубен Мамулян, как и ее мать, уроженец Тифлиса.

Тамара Туманова блистала не только на сцене, но и на больших экранах. В своем первом фильме-балете «Испанская фиеста» (1942) режиссера Жана Негулеско она сыграла в роли цыганской гадалки. Вместе с Леонидом Мясиным Туманова исполняла испанские народные танцы.

 Альфред Хичкок и Тамара Туманова на съемках фильма «Разорванный занавес». www.imdb.com

Альфред Хичкок и Тамара Туманова на съемках фильма «Разорванный занавес». www.imdb.com

Свою первую драматическую роль в кино Тамара Туманова исполнила в военной драме «Дни славы». Фильм режиссера Жака Турнёра был снят по произведению американского сценариста и продюсера Кейси Робинсона, ставшего впоследствии мужем Тумановой. Главные роли в картине Турнёра исполнили Грегори Пек и Тамара Туманова. В кинокарьере Грегори Пека эта роль стала первой.

Драма «Дни славы» рассказывает о борьбе советских партизан с фашистскими войсками. Среди суровых российских холодов, которые партизаны успешно используют в своей борьбе, фашистам приходится туго, и они очень боятся активных действий героев партизанского движения, поэтому бросают против них танки.

На фоне трагических событий разворачивается история любви командира партизанского отряда Владимира Дитятько (Грегори Пек) и балерины Нины Ивановой, отважной девушки, которая наравне с мужчинами участвует в опасных партизанских операциях.

«В 1947 году у меня был колоссальный успех. Когда я танцевала Жизель в компании Маркиза де Куэваса (Marquis de Cuevas)  то он стал одним из главных балетов. Мы выступали в Театре де Шайо и Президент Франции (Ориоль, Венсан) вручил мне награду (1949)  бронзовую скульптуру стопы и руки, сделанных с меня. Этим мне давали понять, что Франция признает мою Жизель, как одну из лучших». Тамара Туманова

В 1945 году картина «Дни славы» была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучшие спецэффекты».

Глубокими карими глазами Тамары Тумановой был очарован сам Альфред Хичкок. В 1966 году он пригласил ее на роль балерины в свою картину «Разорванный занавес».

Не стало «черной жемчужины русского балета» в 1996 году в Санта-Монике (Калифорния). Ей было 77 лет. Незадолго до смерти она передала в дар Академии русского балета в Санкт-Петербурге свои сценические костюмы.

Юрий Зорич в своих «Беседах» пишет о последних минутах жизни Тамары Тумановой. Рядом с примой была ее медсестра Джоанна Каска, которая «заботилась о Тамаре гораздо больше, чем обязывала ее профессия».

«Позже Джоанна рассказала, что спустя два часа Тамара открыла глаза, как будто ища чего-то. Джоанна сказала ей: „Успокойтесь, Тамара, скоро Вы будете со своей матерью“ (мать Тамары, Евгения Дмитриевна, умерла 4 декабря 1989 года). Тамара сделала глубокий вдох, и ее не стало».

Использованная литература:

1. Магия русского балета [на сцене и за кулисами «Балле рюс»] / Юрий Зорич; [пер. с англ.: Нина Морозова]. — Пермь: Звезда, 2004.

2. Бахчинян Арцви. Тамара Туманова. Черная жемчужина русского балета ‖ inieberega.ru.

3. Tamara Toumanova ‖ www.imdb.com.

Тамара Туманова. «Чёрная жемчужина русского балета»