Битва за Гроб тюрка Айваза

Битва за Гроб тюрка Айваза
В 2016 году фаворитом аукциона Christie’s стало полотно Ивана Айвазовского «Османская кофейня в лунном свете», которое ушло с молотка за 194,5 тыс. фунтов стерлингов

В 2016 году фаворитом аукциона Christie’s стало полотно Ивана Айвазовского «Османская кофейня в лунном свете», которое ушло с молотка за 194,5 тыс. фунтов стерлингов

Во взаимовлиянии культур нет ничего драматического, просто нужно это во время признавать и быть благодарным. Иран, подаривший миру миниатюру Герата и Тебриза, каламкары, нисколько не комплексовал, когда в его культуру проник европейский парадный портрет. 
В преддверии 200-летия Ивана Айвазовского мир уже в который раз облетает благая весть, что Айвазовский – османский художник. Может быть, и Пушкин тоже во время «Путешествия в Арзрум» успел заложить основы современной турецкой поэзии, кто знает. Но говоря начистоту, турецкая литература действительно сделана на очень хорошем уровне. 

Эргин Инан. «Серия о Кафке», 2006Фанера, масло. Из коллекции Билге

Эргин Инан. «Серия о Кафке», 2006
Фанера, масло. Из коллекции Билге

Что делать, если в культуре нет танца, кроме кружений конийских дервишей, и живописи, которую было бы не стыдно показать миру? 
Нужно неразвитые искусства либо создавать веками, разбирая чечевицу и горох, либо сделать морду тяпкой и влезть с тем, что бог послал. Крошка Цахес – самый востребованный персонаж, который запускается в космос на разведку. Авось. 
Действительно, Айвазовский писал картины на османские сюжеты. Странно было бы, если он этого не делал, проживая в Феодосии – Старой Кафе, славившейся своим невольничьим рынком, который был на том самом месте, где сегодня Морсад. Что-то мы не видели в то время старательных, с высунутым от усердия языком подмастерьев с того берега. Тут занимались иным промыслом: пригоняли пленных после татарских набегов из Московии, Польши и Кавказа. Взрослых продавали в рабство. В Крыму пленных рабов было в четыре раза больше, чем татар.
Пришли иные времена: теперь в приличном обществе нужно иметь не только библиотеку, но и украсить залы и президентские дворцы живописью. Вот и украшали бы тем, что в 16 веке перенимали у великого иранского миниатюриста Кемаледдина Бехзада. Но нет, нужно европейские ценности зафиксировать пастозными мазками. 

Теперь многие азербайджанские СМИ с восторгом сообщают, что стены комнат президентской резиденции Эрдогана украшены картинами, изображающими пейзажи Стамбула, кисти выдающегося русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.
"Известно, что с Турцией Айвазовского связывали довольно тесные отношения, ряд российских исследователей биографии художника высказывают даже точку зрения, согласно которой у Айвазовского были тюркские корни. Примечательно, что Айвазовский, работы которого очень любят и ценят в Турции, написал более 200 полотен, изображающих Стамбул", — рассказывает Бюлент Озкан.
Для армян и русских становится не вполне понятно, в какой период своей жизни великий мастер отложил влияние на турецкое художественное миросозерцание. То ли когда плавал на военных кораблях и писал Синопский бой 1853, то ли в Италии, пересекался там с подпольно существующей агентурой Ассоциации османских живописцев. 
Мы точно знаем, что к нему приходили передвижники и хотели заполучить «имя» Ивана Константиновича, но он отказался. Он не хотел писать ни тройки, не бурлаков, за что был временно предан коммунистической искусствоведческой анафеме. 
Хорошо, Айвазовский – тюрок и настенный художник Эрдогана. Допустим. Тогда назовите его учеников, где традиции, где победители ученики несут венок побежденному учителю? Не ясно. 
После триумфального пиршества Айвазовского, перекрывшего по посещению Валентина Серова, Третьяковка на Крымском валу не находит нечего умнее, чем "в пику" художнику поставить азербайджанское искусство – «Созвездие Апшерона 1960-1980 годов». В рамках амбициозного долгосрочного проекта. Ну и ладно. Не Тюрксоем единым. 
Дальше – больше. 
Недавно музей Востока показал современное турецкое искусство последних шестидесяти лет глазами Мухсина Билге. Игитян бы и близко эти шедевральные почеркушки из собрания известного турецкого коллекционера, страстного любителя искусства и мецената. 
Ненавидите армян, ладно, а чем вам Пикассо не угодил? Портрет Амбруаза Воллара 1910 года предстал перед нами в довольно разобранном виде. Тут изображен выдающимся турецким художником Ибрахимом Орсом сам коллекционер «Мухсин Билге». Работа свежая, 2006 года, холст, масло, икра. 
Айвазовский, как вы понимаете, терпеливо стоит за дверью и ждет, когда его впустят. Вместо него заходит Кафка от Эргина Инана. Глаза филоновской лошади робко вопрошают зрителя: доколе? Ну и мы о том же. 

До новых встреч, дорогие ценители современной турецкой живописи!

До новых встреч, дорогие ценители современной турецкой живописи!


Поисковик «современная турецкая живопись» выдает имя Рамзи Таскирана. По привычке стала произносить имя Таскерян, когда увидела картины, нет, точно Таскиран. Портреты очаровательных восточных женщин и пейзажей Стамбула. Это действительно очень красочные и развивающие нижнюю чакру портреты постарбатского периода. Все очень этнографично, и тут действительно возникает подлая, нож в спину мысль, почему бы не украсить стену над диваном Эрдогана вот такой ханум. Не надо самому, батьке отдай. 
Тревожит другое: не придут ли турки отвоевывать гроб тюрка Айваза у неверных?

                                                                                                               Валерия Олюнина 

Битва за Гроб тюрка Айваза