Архитекторы нового облика Москвы — Михаил Посохин и Ашот Мндоянц
А.А. Мндоянц и М.В. Посохин

А.А. Мндоянц и М.В. Посохин

«Ночь Святого Лаврентия», «И свет во тьме светит», «Гнездо жаворонка» — все эти киношедевры созданы в режиссерском тандеме братьев Паоло и Витторио Тавиани. Здесь же можно привести пример братьев Джоэла и Итана Коэн («Старикам тут не место», «Фарго», «Большой Лебовски»).

Широко известны тандемы режиссеров и операторов: Альфред Хичкок и Роберт Бёркс (кинооператор Беркс снял 12 фильмов Хичкока), Стивен Спилберг и Януш Каминский («Список Шиндлера), Сергей Эйзенштейн и Эдуард Тиссэ («Броненосец „Потемкин“»). Конечно же, нельзя не вспомнить литературный тандем Ильфа и Петрова, соавторов романа «Двенадцать стульев».

Есть и архитектурные тандемы. Примером одного из них являются советские архитекторы, не только коллеги, но и друзья, Михаил Посохин и Ашот Мндоянц.

Михаил Васильевич Посохин родился в 1910 году в Томске. После окончания средней школы он работал на строительстве Кузнецкого металлургического комбината. В 1931 году стал дипломированным специалистом — инженером. Работал в проектном отделе Кузнецкстроя. (В 1960–1982 годах Посохин был главным архитектором Москвы.)

В 1935 году Посохин приезжает в Москву. Там его в свою мастерскую в Архитектурном институте (МАРХИ) принимает Заслуженный архитектор СССР Алексей Щусев. Здесь и происходит знакомство Посохина с Ашотом Мндоянцем, будущих соавторов многих московских зданий, придавших столице новый облик.

Ашот Ашотович Мндоянц родился в 1910 году в Батуми. Он учился на архитектурном факультете Политехникума изобразительных искусств и в институте Инженеров гражданского и коммунального строительства в Одессе. В 1932–1935 годах работал в Батуми, а в 1934–1935 занимал должность главного архитектора города.

Первым совместным проектом Посохина и Мндоянца стала перестройка здания бывшего дома Апраксиных на улице Фрунзе (сейчас — улица Знаменка).  В этом доме в 1814–1818 годах давала представления труппа Московского императорского театра, а затем крепостной театр Апраксина (Степан Степанович Апраксин — смоленский военный губернатор). На одном из спектаклей в 1827 году даже побывал Александр Пушкин.

Авторами проекта перестройки этого здания стали Посохин и Мндоянц. В результате перестройки и надстройки в 1944–1946 годах облик двухэтажного строения кардинальным образом изменился.

 

Среди наиболее известных совместных проектов архитекторов можно выделить ансамбль проспекта Калинина (сейчас — Новый Арбат), созданный в 1962–1968 годах. Так называемая, "вставная челюсть Москвы"

Среди наиболее известных совместных проектов архитекторов можно выделить ансамбль проспекта Калинина (сейчас — Новый Арбат), созданный в 1962–1968 годах. Так называемая, "вставная челюсть Москвы"

Среди наиболее известных совместных проектов архитекторов можно выделить ансамбль проспекта Калинина (сейчас — Новый Арбат), созданный в 1962–1968 годах. В его проектировании также принимала участие группа архитекторов: Г.В. Макаревич, Б.И. Тхор, Ш.А. Айрапетов, И.А. Покровский, Ю. Попова, А. Зайцева и др.

 

Здание секретариата Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) на проспекте Калинина было построено большой группой архитекторов, среди которых были Посохин и Мндоянц. В его строительстве, в 1963–1970 годах, участвовали почти все страны-члены СЭВ.

На банкете, посвященном завершению строительства Дворца съездов, Посохин назвал первым зодчим этого глобального проекта Никиту Сергеевича Хрущева, а Кремлевский Дворец – «детищем оттепели». В памятный день открытия Дворца 17 октября 1961 года зрителям была представлена программа праздничного концерта, в которую вошли фрагмент балета «Лебединое озеро» и выступления мастеров искусств различных жанров.

На банкете, посвященном завершению строительства Дворца съездов, Посохин назвал первым зодчим этого глобального проекта Никиту Сергеевича Хрущева, а Кремлевский Дворец – «детищем оттепели». В памятный день открытия Дворца 17 октября 1961 года зрителям была представлена программа праздничного концерта, в которую вошли фрагмент балета «Лебединое озеро» и выступления мастеров искусств различных жанров.

 

Еще одной значительной работой стал Кремлевский Дворец съездов (ныне —Государственный Кремлевский дворец), построенный в 1961 году под руководством  Посохина, в разработке проекта принимали участие Мндоянц и Е.Н. Стамо. К сожалению, кремлевские архитектурные шедевры уничтожали не только в послереволюционные годы, но и в шестидесятые. Расчищали место под Кремлевский Дворец съездов. Сперва планировали построить на Ленинских горах или на фундаменте еще недостроенного бассейна «Москва». Но Хрущев грохнул кулаком: «Строить в Кремле!» Пришлось сносить старую Оружейную палату и Кавалерские корпуса. Из последних уцелел лишь тот, где недолго жил Ленин.

Следует отметить и одну из «сталинских высоток» — жилой дом на Кудринской площади, раньше называвшейся площадью Восстания. Построена высотка в 1948–1954 гг. по проекту Посохина, Мндоянца и конструктора М.Н. Вохомского.

Михаил Посохин и Ашот Мндоянц работали вместе до самой смерти Мндоянца в 1966 году.

Подготовила Рипсиме Галстян

 

Архитекторы нового облика Москвы — Михаил Посохин и Ашот Мндоянц