Арпеник Налбандян, «Селянка», 1957

В конце пятидесятых Арпеник Налбандян создала большой цикл работ, посвященный Горису и его окресностям. Пейзажи. портреты жителей, жанровые сцену. мы видим Горис таким, каким он был в середине ХХ века, он становится нам ближе и понятнее.

Конец пятидесятых - особое время. Его отгремела Великая Отечественная, откуда не вернулись многие, по всей стране женщин было больше, чем мужчин. Но это пожилая крестьянка явно помнит и другую, более раннюю войну, о которой не очень любили вспоминать в СССР. Ведь Горис успел побыть столицей Горной Республики Армения, противостоящей Советской Армении в составе ЗСФСР. В те годы старушка должна была быть совсем молодой. Кто знает, может она любила красавца-федаи, а может сама неплохо стреляла? 

Знала ли об этом Арпеник Налбандян, которой в те далекие годы не было и десяти лет? Едва ли - о Горной Республике в те годы не рассказывали детям, да и взрослым совсем чуть-чуть.  Впрочем, едва ли художница думала об этом. Женщинам вообще редко нужно знать друг о друге что-то конкретное. Постаревшая красавица Гориса перебирает овощи, из которых скоро сварит вкусный обед для всей семьи и для гостей. У нее за спиной видна фигурка маленькой девочки - внучка. У старушки есть семья, и возможно даже дедушка-федаи избежал вражеской пули и даже репрессий в тридцатые, и курит трубку в соседней комнате. По крайней мере, очень хочется в это верить.

Арпеник Налбандян, «Селянка», 1957