Редакция

«Белые грёзы»: Сос Саркисян в фильме о людях и птицах

Редакция
«Белые грёзы»: Сос Саркисян в фильме о людях и птицах

Обладает ли человек той же свободой, что и парящие высоко в небе птицы? На этот вопрос зритель находит ответ в фильме «Белые грёзы», снятом в 1985 году режиссером Сергеем Исраеляном по мотивам рассказа армянского поэта и писателя Ваана Тотовенца «Голуби».

Ваан Тотовенц родился в 1893 году в Западной Армении, окончил Висконсинский университет (США), в 1922-м переселился в Советскую Армению

Помимо фильма Исраеляна, еще одной экранизацией другого произведения Ваана Тотовенца стала картина «Пощечина» («Кусочек неба») 1980 года, снятая Генрихом Маляном. Кстати, Малян в «Белых грёзах» выступил в качестве одного из сценаристов. Главные роли были исполнены замечательными актерами Сосом Саркисяном и Галей Новенц, сыгравшими супругов. Проникновенную музыку к фильму написал композитор Тигран Мансурян.

Галя Новенц и Сос Саркисян в фильме «Белые грёзы»

Действие «Белых грёз» разворачивается в конце XIX века в провинциальном армянском городке. Цирюльник Акоп (Сос Саркисян) очень любит голубей, он — страстный голубятник, лучший знаток в городе. Среди остальных голубятников он очень уважаем: как возникнет спор — зовут его, он все разрешит и примерит. У Акопа есть дочь Лило. Она разделяет привязанность отца к этим птицам.

Однажды из-за границы, окончив учебу, возвращается Ара — сын богатого купца Тумаса. Они соседи семьи Акопа. Лило и Ара вместе росли, со временем детская дружба переросла в любовь. Ара намерен жениться на Лило. Кажется, им ничто не мешает. Тут слово берет отец Ара, господин Тумас: «Дочь голубятника никогда не станет моей невесткой!». Их семья им неровня. Увлечение мастера Акопа не в чести у «приличного общества». Сын, не согласный с решением отца, уходит из дома.

Тем временем маленький городок полнится слухами. Большинство его жителей любят собираться и наблюдать за полетам голубей мастера Акопа и других голубятников. Некоторые осуждают господина Тумаса. Есть и такие, кто отказывается брать ссуду у него, начинает вести свои дела с другими.

Господин Тумас ставит условие: «Бросит голубей — возьму в невестки его дочь. Не бросит — пусть убирается». Хотя прямо мастеру Акопу он своего условия не говорит, а лишь сыплет угрозами.

Вернувшись как-то домой, мастер Акоп слышит голос плачущей дочери и жены, которая пытается ее успокоить:

— Не плачь, доченька. Я упрошу отца. Он откажется от голубей. Ты будешь счастлива.

— Какое же это счастье, если оно приносит горе отцу…

После этого Акоп засыпает. Видит сон. Он и его дочь радуются голубям. Все пространство залито солнечным светом. Затем все сменяется грозой и тучами.

«Они парят высоко в небе, а ты глядишь, не наглядишься, не налюбуешься. Они дарят красоту своего полета, и ты невольно смотришь в небо, восхищаясь солнцем и синевой»

Мастер Акоп понимает, что голуби — помеха счастью его любимой дочери. Но в чем виноваты голуби? На протяжении всего фильма встречаем отсылки к легенде о Ное, о том, как он трижды выпускал голубя после потопа. «Ной. Ведь это он был самым первым в мире голубятником. Значит, что выходит? Самая первая невестка была дочерью голубятника», — заключает мастер Акоп.

«Белые грёзы»: Сос Саркисян в фильме о людях и птицах