В кинозале Армянского музея - лента "Белые грезы"

Становится ли человек в обществе своим или чужим? Есть ли какие-то критерии, по которым он принимается им или нет? Обладает ли человек той же свободой, что и птицы, парящие высоко в небе? На эти вопросы зритель находит ответы в фильме «Белые грёзы».

Фильм «Белые грёзы» был снят в 1985 году режиссером Сергеем Исраеляном по мотивам рассказа армянского поэта и писателя Ваана Тотовенца «Голуби». Родился Тотовенц в 1893 году в Западной Армении, окончил Висконсинский университет в США, в 1922 году переселился в Советскую Армению.

Помимо фильма Исраеляна, еще одной знаменитой экранизацией другого произведения Ваана Тотовенца стал фильм «Пощечина» («Կտոր մը երկինք») 1980 года, снятый Генрихом Маляном. Кстати, Малян в «Белых грёзах» выступил в качестве одного из сценаристов. Главные роли были исполнены замечательными актерами Сосом Саркисяном и Галей Новенц, сыгравших супругов. Также в фильме снялись Генрих Алавердян, Размик Ароян и другие. Проникновенную музыку к фильму написал композитор Тигран Мансурян.

 

Действие фильма «Белые грёзы» разворачивается в конце XIX века в провинциальном армянском городке. Цирюльник Акоп (его роль исполнил Сос Саркисян) очень любит голубей, он — страстный голубятник, лучший знаток голубей в городе. Среди остальных голубятников он очень уважаем: как возникнет какой спор — зовут его, он все разрешит и примерит. У Акопа есть дочь Лило, которую он тоже очень любит. Она разделяет привязанность отца к этим птицам, помогает ему ухаживать за ними.

Однажды из-за границы, окончив учебу, возвращается Ара — сын богатого купца Тумаса. Они соседи семьи Акопа. Лило и Ара вместе росли, со временем детская дружба переросла в любовь. Ара намерен жениться на Лило. Кажется, им ничто не мешает. Тут свое слово говорит отец Ара, господин Тумас: «Дочь голубятника никогда не станет моей невесткой!». Их семья им неровня. Увлечение мастера Акопа не в чести у «приличного общества». Сын, не согласный с решением отца, уходит из дома. Ему не важно, чья дочь девушка, которую он любит.

Тем временем маленький городок полнится слухами. Большинство его жителей любят собираться и наблюдать за полетам голубей мастера Акопа и других голубятников. А как радуется детвора. Некоторые осуждают господина Тумаса. Есть и такие, кто отказывается брать ссуду у него, начинает вести свои дела с другими.

Господин Тумас ставит условие: «Бросит голубей — возьму в невестки его дочь. Не бросит — пусть убирается». Хотя прямо мастеру Акопу он своего условия не говорит, а лишь сыплет угрозами.

Вернувшись как-то домой, мастер Акоп слышит голос плачущей дочери и жены, которая пытается ее успокоить:

— Не плачь, доченька. Я упрошу отца. Он откажется от голубей. Ты будешь счастлива.

— Какое же это счастье, если оно приносит горе отцу…

После этого Акоп засыпает. Видит сон. Он и его дочь радуются голубям. Все пространство залито солнечным светом. Затем все сменяется грозой и тучами.

Мастер Акоп понимает, что голуби — помеха счастью его любимой дочери. Но в чем виноваты голуби? На протяжении всего фильма встречаем отсылки к легенде о Ное, о том, как он трижды выпускал голубя после потопа. «Ной. Ведь это он был самым первым в мире голубятником. Значит, что выходит? Самая первая невестка была дочерью голубятника», — заключает мастер Акоп.

Отец решает пожертвовать голубятней, любимым делом, ради счастья дочери. Он дарит голубей одному мальчику. В исповеди своему преемнику мастер Акоп говорит: «Они парят высоко в небе, а ты глядишь, не наглядишься, не налюбуешься. Они дарят красоту своего полета, и ты невольно смотришь в небо, восхищаясь солнцем и синевой». Голуби — существа иного склада в отличие от людей. Им присуща истинная верность.

Последние кадры. Венчание Ара и Лило. У невесты слезы на глазах. В храме под куполом парят застывшие фигурки голубей. Мастер Акоп, подняв голову, глядит на них с грустью. Подходит к дочери, целует ее, улыбается, целует Ара. Уходит. Один.

В начале фильма мастер Акоп говорит про голубей: «Они сами выберут, куда им лететь». А вольны ли так люди?

Рипсиме Галстян

 

 

 

В кинозале Армянского музея - лента "Белые грезы"