Азат Гарибян: армянский танец и Body language

В день рождения выдающегося хореографа, балетмейстера, Народного артиста Армении Азата Гарибяна Армянский музей Москвы приглашает вас посмотреть кадры кинохроники. На них вы увидите, как работал Азат Торгомович с танцорами государственного ансамбль "Крунк". 

Азат Торгомович родился 25 июля 1923 года в Ереване. В 1940 году поступил в Ереванское хореографическое училище. Один год учился в Ленинградском хореографическом училище. 

После окончания училища, в 1948 году был принят в труппу Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова в качестве артиста балета. 
С 1962 года - главный балетмейстер и художественный руководитель Государственного ансамбля песни и пляски Армении им. Алтуняна. Учился в Ереванском педагогическом институте им. Абовяна (1976). Один из инициаторов создания отдела танца в институте.

И. Мириджанян писала о Азате Гарибяне: "Торгомич - так называли Азата Гарибяна все.Эмоциональный, темпераментный, он был очень строг и к самому себе, и к танцорам, и к ученикам. Требовал в танце, в работе безграничной самоотдачи, ведь, как он сам говорил, танцевальное искусство обмана не терпит, в полсилы творить невозможно.

Его путь на сцену начался с Ереванского хореографического училища. Вскоре он очень увлекся классическим балетом и поступил в Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Вагановой, после чего снова вернулся в Ереван. В 1948 году был принят в труппу Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова в качестве артиста балета. С 1962-го Азат Гарибян стал главным балетмейстером и художественным руководителем Государственного ансамбля песни и пляски Армении им. Т.Алтуняна, а позднее - балетмейстером Ансамбля песни и пляски Армении. Именно Азат Гарибян организовал при Ереванском хореографическом училище отделение армянского танца. Он также участвовал в создании балетмейстерского факультета в Ереванском педагогическом институте, где в дальнейшем стал преподавать. На сцене Ереванского театра оперы и балета Азат Гарибян воплотил образы, которые вошли в историю армянского балета: Шут ("Лебединое озеро"), Ашуг ("Хандут"), Сатир и Юноша ("Вальпургиева ночь"), Карен ( "Гаяне"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Базиль ("Дон-Кихот") и другие.

 "У нас с Азатом Торгомовичем была не только крепкая семья, это был творческий союз, где царили гармония и любовь к общему делу", - говорила Тереза Григорян

"У нас с Азатом Торгомовичем была не только крепкая семья, это был творческий союз, где царили гармония и любовь к общему делу", - говорила Тереза Григорян

Азат Гарибян основал государственный ансамбль танца Армении "Крунк", который в дальнейшем носил его имя. Был также основателем и руководителем других музыкальных танцевальных коллективов в Арцахе, Ванадзоре, Армавире, Талине. И за пределами Армении - в городах Торонто (Канада) и Алеппо (Сирия). И все-таки самая главная цель, которой Азат Гарибян посвятил себя полностью, - очистить армянский народный танец от чужеродных примесей, движений.

Эти строки говорят о том, что Азат Гарибян сделал для армянского танца то, что и Комитас для национальной музыки, очистил армянский мелос. 

В психологии есть такой термин - Body language-способ невербальной передачи информации. Такое поведение включает мимику, позы тела, жесты, движение глаз, прикосновение и использование пространства. Национальный танец и язык тела очень связаны между собой. Часто именно по пластике, с которой движется человек, можно судить о его интеллекте, таланте, степени свободы. 

Когда психологи работают с людьми, перенесшими психологическую травму, они часто пытаются сначала раскрепостить его тело. Так, директор Степанакертского дома детского творчества Людмила Барсегян говорила мне о том, что когда после войны к ней на занятия приходили дети, они были часто закрепощены, руки держали по швам, как солдаты. 

Безусловно, то, что армяне знают и любят свои танцы, то, что в каждый школе есть такие обязательные занятия, в этом есть и великая заслуга таких хореографов, как Азат Гарибян. 

Многих людей, которые видят, как в самые драматичные дни, во время митингов, как это было на так называемом Электромайдане, удивляет эта способность армян танцевать. 

Танец во многом не только выражает душу и стремление народа к свободе, но и нейтрализует негативную энергию. В таком танце, как кочари, например, где вожак подаёт знак к смене фигур взмахом платка или возгласом, очень хорошо видно, что армяне могут гармонизировать пространство, таким образом самоорганизуясь: выпады вперед и назад можно сравнить с дыханием моря. 

"Муж мой просто обожал танец, но особенно народный, - говорила об Азате его жена, знаменитая балерина Тереза Григорян.  "Мы с ним часто ездили по районам и собирали народный танец, даже малейшие движения, штрихи, элементы танца - все имело значение и было одинаково важно для нас. Иногда мы привозили домой гостей из отдаленных деревень - это были простые крестьяне, которые танцевали из века в век и передавали свои танцы следующему поколению неизменными. И тогда в нашем доме начинала играть музыка: каманча, зурна, доол, канон, а наши гости танцевали. И мы записывали все, вплоть до мельчайших деталей. Иногда это длилось целую ночь напролет, но мы совсем не уставали. У нас с Азатом Торгомовичем была не только крепкая семья, это был творческий союз, где царили гармония и любовь к общему делу" - рассказывала Тереза Григорян.

Валерия Олюнина

Азат Гарибян: армянский танец и Body language