Исаак Алиханян: психологический театр армянского Тифлиса

Исаак Алиханян: психологический театр армянского Тифлиса
 Родной город Исаака Алиханяна - грузинский Душети

Родной город Исаака Алиханяна - грузинский Душети

Давно это было. В маленьком грузинском городе Душети, известным своим производством хинкали, резиденцией грузинских князей Эристовых-Арагвских и тем что его в 1829 году посещал Пушкин, 26 июля 1876 года родился Исаак Семенович Алиханян. Этому актеру было суждено работать на сценах тех городов Закавказья, которые через 40 лет станут столицами трех союзных республик –Армении, Грузии, Азербайджана.

По некоторым сведениям актер играл в Баку с 1907 по 1909 год, но другие источники подтверждают, что  Исаак уже играл на бакинской сцене в 19 лет – в 1897-ом.  С 190-3-1906, 1906-1907 годах он выступал в Нор-Нахичеване (Ростове-на-Дону).

1910-1921 - выступал в Тбилисском государственном армянском драматическом театре. С 1955 года он был имени С. Шаумяна, и в 1991 году стал имени Петроса Адамяна.

Через год Исаак Алиханян перебирается в Ереван и становится один из основателей национального театра им. Габриэла Сундукяна в 1921 году.  

Судя по всему, этому актеру было свойственно постоянное перемещение в пространстве. Прошел всего год, и он снова в Тифлисе. Так его притягивала сцена театра, основанного в 1858 году Геворком Чилингаровым. Именно здесь смог по-настоящему раскрыться актерский талант Исаака Степановича. 

 Исаак Семенович Алиханян

Исаак Семенович Алиханян

Искусствоведы писали об Алиханяне, что он был  последователем психологической актерской школы, претворял в своем творчестве прогрессивные традиции армянского и русского театрального искусства. То было время зарождения школы психологии и человеческих отношений. Ее родоначальником был Гуго Мюстерберг. А основателем психологической актерской школы стал К.С. Станиславский, один из основателей МХАТа. Он считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. Константин Сергеевич, проводя театральную реформу, протестовал против ложного пафоса, декламации, казенщины. Станиславский мог посадить актера спиной к зрителю, провести сцену в полумраке.  Эти новшества также приходят в Грузию, где мы можем по названием тех пьес, где играл Исаак Алиханян, судить о связях русского, армянского и грузинских национальных театров.

Сегодня было бы очень интересно увидеть, как Алиханян играл князя Мышкина , Хлестакова в «Ревизоре», Федора Протасова в «Живом трупе» Толстого, Барона в пьесе «На дне» Горького, Платона Кречета в одноименной пьесе Корнейчука. Вместе с тем он прославился ролями Освальда  в «Привидениях» Ибсена, Инока в спектакле «Старых богах» Шанта, Ашота Ерката в спектакле «Георг Марзпетуни» Мурацана. Сам он как режиссер поставил 26 пьес.

Мы видим, что актерская амплитуда его была огромной. За достижения в области театрального искусства он первым среди армянских актеров удостоился звания «Народный артист СССР». В 1923 году Исаак Семенович стал народным артистом Армянской ССР, в 1941 году народным артистом Грузинской ССР.

Ушел из жизни 15 марта 1946 года в Тбилиси. Сегодня одна из улиц этого города в армянском квартале Авлабар названа его именем.  

Исаак Алиханян: психологический театр армянского Тифлиса