Бекир разводится с женой: Фрунзик Мкртчян в фильме «Адам и Хева»

Бекир разводится с женой: Фрунзик Мкртчян в фильме «Адам и Хева»

Повесть «Снежные люди», рассказывающая о жителях высокогорного дагестанского аула. Её автор — даргинский писатель Ахмедхан Абу-Бакар, в 1969 году удостоенный звания Народного писателя Дагестанской АССР. Ахмедхан Абу-Бакар, автор повестей и пьес из жизни современного ему Дагестана, считается первым даргинским профессиональным драматургом.

Повесть «Снежные люди» в 1969 году была воплощена на экране режиссером-комедиографом Алексеем Кореневым под названием «Адам и Хева». В качестве сценариста фильма выступил сам автор произведения. Алексей Коренев известен своей работой над такими картинами, как «Вас вызывает Таймыр» (1970), «Большая перемена» (1972) и «По семейным обстоятельствам» (1978).

 Повесть «Снежные люди» в 1969 году была воплощена на экране режиссером-комедиографом Алексеем Кореневым под названием «Адам и Хева».

Повесть «Снежные люди» в 1969 году была воплощена на экране режиссером-комедиографом Алексеем Кореневым под названием «Адам и Хева».

Комедия «Адам и Хева» переносит зрителя в высокогорный дагестанский аул Шубурум. Действие происходит в 1950-е годы. Власти предлагают шубурумцам переселиться на прикаспийскую равнину. Там их ждут новые дома со всеми удобствами и благами, женщинам больше не придется ходить за водой. Как сельчан не уговаривают, она не соглашаются на переезд. Как можно оставить могилы своих предков — приводят они весомый довод в пользу своего непоколебимого решения.

На фоне сельских событий разворачивается драма личная. В центре ее стоят могильщик Бекир, его жена Хева и парикмахер Адам. Сказать о семье Бекира и Хевы, что они живут душа в душу, никак нельзя. Бекир совсем не ценит свою жену и ее старания, груб с ней и недобр. Как-то раз он обжигается горячим бульоном, поданным Хевой. В сердцах он выкрикивает: «Талак-талак, талми-талак!». По шариату эти слова означали, что муж разводится с женой. Бекир тут же жалеет о вырвавшихся словах, ведь вернуть их обратно у него не получится — свидетели все слышали. Хотя выход все же находится. По закону шариата вернуть жену теперь возможно только после того, как она вновь выйдет замуж и будет изгнана новым мужем. Заключается своего рода фиктивный брак. Бекир договаривается с холостяком-парикмахером Адамом и временно выдает за него Хеву, свою и в то же время уже бывшую жену.

Все, однако, пошло не по установленному плану. Адам уже давно в поисках жены, и вот счастье само его нашло. Адам, в отличие от Бекира, добр и ласков, он даже читает Хеве стихотворения. Как же тут захотеть вернуться к своему бывшему грубому мужу? Бекир идет за «своей» женой, но Адам отказывается произносить те заветные слова. Тут-то и начинается самая настоящая драма с погонями, со слухами о поселившемся в горах снежном человеке и «смерти» Адама. Героям лишь остается распутать этот клубок удивительный событий.

Актерский состав фильма, можно сказать, поистине неожиданный. В роли могильщика Бекира сыграл Фрунзик Мкртчян, а в роли Хевы — Екатерина Васильева (одна из первых ее наиболее заметных работ). Роль Адама исполнил грузинский актер Георгий Гегечкори. В эпизодической роли сыграла жена Фрунзика — Донара Мкртчян (в титрах она указана как Пилосян). Текст от автора читает Ефим Копелян.

Работа Фрунзика Мкртчяна в фильме «Адам и Хева» малоизвестна, а ведь за роль Бекира он в 1972 году получил звание Заслуженного артиста Дагестанской АССР.

В книге «Актеры советского кино» М. Тимченко пишет о блистательно исполненной Фрунзиком Мкртчяном роли:

«Этим званием республика выразила Мкртчяну свое признание за виртуозное исполнение роли Бекира, жителя затерянного в горах Дагестана аула Шубурум в фильме „Адам и Хева “.

Могильщика Бекира Мгер Мкртчян играет удивительно самозабвенно, с потрясающей верой в естественность всех ситуаций, в которые попадает его герой. <…>

Сцены, в которых Бекир объясняет Адаму его задачу, расстается с Евой, проводит непривычно одинокую ночь у себя дома, сыграны артистом отлично. Мкртчян владеет тончайшими оттенками юмора. И в то же время, не изменяя комедийному жанру, способен погружаться в глубину психологических нюансов. В его Бекире борются мужская гордость и уязвленное самолюбие, взрослая тоска и почти детский страх: а вдруг Адам не выдержит своего обещания. Бекира жалко, как ребенка. Да он и есть большой ребенок, наивный и простодушный. 

 В игре Мгера Мкртчяна никогда не увидишь швов, белых ниток. Он может полностью сливаться с образом, может из него выходить, „отчуждаться“.

В игре Мгера Мкртчяна никогда не увидишь швов, белых ниток. Он может полностью сливаться с образом, может из него выходить, „отчуждаться“.

В игре Мгера Мкртчяна никогда не увидишь швов, белых ниток. Он может полностью сливаться с образом, может из него выходить, „отчуждаться“. В том, что он делает, всегда есть снайперский расчет. Артист знает все выигрышные места роли, умеет к ним подвести и точно „выстрелить“. Но при всей выстроенности роли у него никогда не бывает налета умозрительности. Наверное, его главные помощники в искусстве — чутье и интуиция». (ТИМЧЕНКО М. Мгер Мкртчян ‖ Актеры советского кино. Москва : Искусство, 1974. С. 128–139).

 

Рипсиме Галстян

Бекир разводится с женой: Фрунзик Мкртчян в фильме «Адам и Хева»