Саркис Мурадян: Антуни (Комитас)

Саркис Мурадян посвятил Комитасу несколько великолепных полотен. Сегодня мы поговорим о наиболее драматичном из них, об "Антуни". Судьба композитора трагична: во время Геноцида он получил тяжелую травму, которая нанесла большой урон здоровью музыканта. Около двадцати лет Комитас провел в европейской лечебнице. После смерти его прах был перевезен в Армению. Человек, возродивший армянскую музыку, проделав титанический труд, оказался беззащитным перед постигшим его несчастьем. Армянский народ, потомок великой культуры древности, остался наедине с постигшими его жестокими испытаниями.
Картина носит название "Антуни" - как и одно из основных произведений Комитаса. Антуни, "песня скитальца" это, скорее, песенный жанр, в котором каждый автор сочинял свою версию. Но если армянские композиторы прошлого, сочиняя антуни, предавались философским размышлениям, то Комитас прямо адресовал свое произведение пострадавшим от Геноцида, тем, кто остался без крова, и не знал дороги домой.
Саркис Мурадян изобразил композитора в характерной для него позе - таким же ваял его и скульптор Ара Арутюнян, также создавший не одно, а сразу несколько изображений Комитаса. Музыкант стоит в некоем пространстве, где есть стены, но нет домов. Кругом пустыня. Стена напротив композитора - старой грубой кладки, из неотесанных камней, без цемента, похожа скорее на груду сваленных в кучу камней. Стена посередине - самая высокая. камни ее обработаны. Очевидно, что когда-то это была стена большой крепости, или значимого здания. Вдали, сквозь ее арку мы видим колонну - все, что осталось от древнего комплекса, от места, где кипела жизнь.
Комитас стоит у самой гладкой стены, когда-то покрытой забором, а теперь тоже ветшающей. Он закрылся от Солнца в ее тени, и оказался в чем-то наподобие дворика из этих трех стен, символизирующий древний мир, средневековье и новую реальность, в которой жил сам композитор. Причем, стену Средневековья Мурадян поднимает выше всех - художник показывает нам Золотой век армянской культуры, ее преемственность от античного наследия, обозначенного колонной. Казалось бы, есть три стены от трех миров. Но они окружены пустыней, затерялись вдали от остального мира. Стена Нового мира не достроена, ее гладкость обманчива. Комитас, наследник всех трех миров стоит среди них, развалившихся и непригодных для жизни. Но все-таки небо ясно, мир вокруг залит солнцем, и кто его знает, вдруг еще придет живительный дождь, и жизнь снова вернется в эти места.
НаринЭ