Армянские университеты Ренессанса
 Григор Нарекаци (около 951 — 1003) — армянский поэт, философ и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Католической церковью считается одним из тридцати шести «Учителей церкви».

Григор Нарекаци (около 951 — 1003) — армянский поэт, философ и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Католической церковью считается одним из тридцати шести «Учителей церкви».

Понятие «Университет» в нашем сознании прежде всего связано с высшим учебным заведением, многопрофильным, с разными факультетами, специальностями, специализациями, и т.д.

В исторической науке понятие университет это- результат определенной «зрелости» общества, экономических, политических, культурных процессов.

Принято считать, что первые университеты на Западе появились в эпоху Ренессанса- XII-XIII вв. Но мы как самые западные жители Востока попытаемся начать свой рассказ с более древних времен.

Для начала давайте определим: где и когда начался для нас Ренессанс?

  Итальянский художник и искусствовед, современник великого да Винчи Джорджо Вазари, слово "возрождение" ("ренессанс"), превратил в исторический термин для характеристики времени, когда произошло великое «обмирщение» человеческого сознания, бытия, быта. Когда возродился интерес к человеку, к его историческому прошлому, к окружающему его миру, его будущему. Результатом этого интереса стало бурное развитие экономики, науки, искусства. Появление светского образования, светской литературы на «мирском» языке и первых университетов.

 Григор Татеваци - (около 1346, крепость Тмогви — 25 или  1409, Татевский монастырь) — армянский философ, богослов и педагог, ректор Татевского университета. Наряду со своим учителем Ованесом Воротнеци является главным представителем татевской школы армянской философии

Григор Татеваци - (около 1346, крепость Тмогви — 25 или  1409, Татевский монастырь) — армянский философ, богослов и педагог, ректор Татевского университета. Наряду со своим учителем Ованесом Воротнеци является главным представителем татевской школы армянской философии

Предпосылки, корни любого явления кроются в его прошлом. Бурный расцвет Европы в XIII-XVI вв. объясняются и крестовыми походами, новым открытием потерянного Востока,  присутствием арабской мысли, наконец, падением Константинополя и распространением византийской культуры в Европе. Но если это так, то все эти факторы присутствовали в нашей стране задолго до проникновения в Европу. И правда, как установили наши историки, тот самый Ренессанс начался в средневековой Армении задолго до западного Возрождения и до самого Джорджо Вазари: с воцарения царственных Багратидов, с IX века начинается  армянское Возрождение (в нашей исторической науке это тоже исторический термин, с легкой руки профессора В. Чалояна)- возникновение новых торговых путей, городов, княжеских родов, новой системы образования и университетов. 

К сожалению, история экономического и политического расцвета очень коротка, она закончилась вместе с падением Анийского царства в 1045 году. Началась жесткое, кровавое противостояние туркам- сельджукам, затем монголо-татарам, затем ордам Тимура и тимуридов и так до самого XIXвека. Однако намечается интересный момент: попытка сохранить в неугасающем пламени пожара те очаги просвещения, которые были заложены вместе с возрождением государственности в 885 году.

  Нужно сделать одну очень важную ремарку: университетская традиция начиналась за пределами исторической Армении - в Константинополе, при правлении Армянской (Македонской) династии.

 Будущий патриарх Константинополя Фотий оставил нам свой знаменитый «Мирабиблион»- краткий пересказ почти 300 произведений античных авторов

Будущий патриарх Константинополя Фотий оставил нам свой знаменитый «Мирабиблион»- краткий пересказ почти 300 произведений античных авторов

В 855 или 856 году, в период регентства патриция Варды, армянина по происхождению, в Константинополе был открыт университет-Пандидактикон, более известный под именем Магнаврская школа, так как был открыт в Магнаврском императорском дворце. Там преподавали Лев Математик, Иоанн Философ, Иоанн Грамматик, все они армяне по происхождению, и великий Фотий, племянник императрицы, армянки Ирины.

Будущий патриарх Константинополя Фотий оставил нам свой знаменитый «Мирабиблион»- краткий пересказ почти 300 произведений античных авторов. У Фотия не только училось много представителей нашего народа. Он вел активную переписку с католикосом армянским Захарией Дзагеци, дал образование Кириллу и Мефодию, будущим создателям славянского алфавита.

Можно предположить, что благодаря присутствию армянской научной мысли, пусть даже за пределами Армении, не оборвалась та нить, которую протянули ученики Маштоца будущим поколениям, и не смотря на все испытания, научная и образовательная деятельность в Армении не прерывалась.

Такой пример был перед глазами государственных и научных деятелей багратидской Армении.

Сразу надо подчеркнуть: Багратидская Армения - это скорее удельное княжество из земель бывшей Великой Армении. Наступили времена феодальной раздробленности, и на наших землях по канонам классической исторической науки, сложилось несколько армянских княжеств или царств: Анийская, Карсская (царствовали Багратиды), Васпураканская (Арцруни), Лорийская (Захариды), Сюнийская (Орбеляны). Были и более мелкие владения.

Самая важная и удивительная черта в культурной жизни багратидской Армении - обязательное и бесплатное образование! А также разнообразные типы школ: частные, муниципальные, духовные, ремесленные. Все затраты брали на себя либо частные лица, либо управление старейшин городов или деревень. Почти во всех крупных монастырях действовали университеты, где преподавали признанные ученые и философы. Программа преподавания соответствовала классическим программам (т.н. «семь свободных искусств»), однако «профиль» заведения определял именно ведущий преподаватель.

Общая культура, языковое пространство позволяли обеспечивать взаимную связь и сотрудничество между университетами. Самыми знаменитыми были в Сюнике - Татевский и Гладзорский, в Лори- Ахпатский и Санаинский, Анийская школа философского искусства, Нарекская высшая школа риторики (там преподавали Анания Нарекаци и его знаменитый родственник Григор Нарекаци).

 Татев - армянский монастырский комплекс IX—X веков в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис. На протяжении столетий был духовным центром Сюника. Является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей. В 1995 году Татевский монастырь рассматривался на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Татев - армянский монастырский комплекс IX—X веков в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис. На протяжении столетий был духовным центром Сюника. Является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей. В 1995 году Татевский монастырь рассматривался на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

В XII-XIII веках поднимались университеты Киликии: в Тарсоне, Севкре, Дразарке.  Надо помнить, что кроме светского или духовного образования, студенты получали навыки книжного дела - приготовление пергамента, замена переплета, переписывание, искусство миниатюры. При всех университетах были cкриптории, библиотеки. По свидетельствам, библиотека Татева была одна из самых богатых. В 1170 году турки-сельджуки уничтожили 10.000 рукописей из татевской библиотеки. И все равно, к приходу потомков Тамерлана библиотека опять была самой богатой.

 Именно Тамерлан положили конец университетскому образованию в Армении. Дольше всех продержались Гладзор и Татев, но к середине XIVвека они тоже прекратили свое существование. Трепетное, уважительное отношение к книге, к Слову, сохранилось, но как к святыне, а не как к средству образования. Начался массовый исход населения в поисках тихой пристани жизни. Чтобы спасти свои святыни от потери и уничтожения, люди уносили с собой и рукописи. Состоятельные семьи уносили целые библиотеки. На крупных рынках мира, наряду с рабами и военными трофеями стали продавать и армянские рукописи.

Книги монастырей, университетские библиотеки разделили участь своих создателей-стали пандухтами, найдя приют в чужих хранилищах.

Нуне Мхитарян

 

 

Армянские университеты Ренессанса